Мы обречены жить с Россией в мире и согласии

Мы обречены жить с Россией в мире и согласии

Сегодня все мы - свидетели того, что в мире складывается очень непростая ситуация. В геополитической сфере идут сложные, а порой и весьма тревожные процессы, порождающие нестабильность на планете. Обостряется конкурентная борьба между мировыми державами за лидерство, ресурсы и сферы влияния. Все это порождает не только экономические и культурные, но и военные экспансии. Война в Украине, геноцид палестинцев со стороны Израиля, многострадальный Афганистан – наглядное тому подтверждение. Всеобщее напряжение еще больше усиливает так называемое «мировое правительство», которое через цифровые технологии и различные эксперименты пытается навязать свой миропорядок, подчинить себе человечество.
     На этом в целом весьма безрадостном фоне нас, казахстанцев, не могут не тревожить агрессивные выпады в наш адрес шовинистов из соседней России. Время от времени мы подвергаемся массированным информационным атакам с их стороны. Помню, начался этот процесс еще лет шесть назад, когда наш Президент издал Указ о переводе казахского языка на латиницу. Тогда из всех щелей повылезали махровые шовинисты Никишины, Бессоновы, Севастьяновы и иже с ними. Ну а главными режиссерами, конечно же, выступали ныне покойные наш «любимый» земляк Владимир Жириновский и «великий» русский писатель Эдуард Лимонов.
     Позже, во время очередной информационной атаки на авнсцену уже вышли не простые там «шавки», а тяжеловесы, депутаты Госдумы России Вячеслав Никонов и Евгений Федоров. Из их уст, особенно шовинистов первой волны, звучали надуманные обвинения в адрес Казахстана в посягательстве на «русский мир», «русскую цивилизацию», попытке «выдавить русский язык». «Шавки» опускались до откровенных угроз и оскорблений в адрес казахского народа, его языка, обычаев и традиций. При этом, конечно же, не забывая подчеркнуть свое превосходство и колониальную сущность. Тяжеловесы же в силу своего интеллекта и положения в обществе, такое пещерное невежество не допускали, но на полном серьезе требовали вернуть некие «подарки». Под подарками,  подразумевались северные территории Казахстана. И заметьте, весь этот сыр-бор, вся эта агрессия возникли только из-за того, что мы захотели перевести свой казахский язык на латинскую графику. Казалось бы, это исключительно наше внутреннее дело, но…
     Есть еще один фактор, который нам, казахстанцам, не следовало бы игнорировать. Идет война в Украине. Наши симпатии, естественно, на ее стороне. Были, по крайней мере. Но после того, как правящий режим Украины поддержал геноцид палестинцев со стороны Израиля, она лишилась миллионов своих сторонников. Здравомыслящие люди-то понимают, что если государство, само страдающее от агрессии, поддерживает другого агрессора, то оно способно на такую же агрессию. Это так, к слову, я же хочу сказать о другом, о том самом факторе. Дело в том, что мы на фоне всеобщих симпатий как-то не замечаем хитрый ход украинских (почитай, бандеровских) пропагандистов. Действуя по принципу: «Враг нашего врага – наш друг», они пытаются посеять вражду между казахским и русским народами, вбить клин между двумя странами. Как, например, это делает в социальных сетях некий Василь (так он себя называет). Есть еще парочка дамочек, которая, пусть и в несколько мягком варианте, но активно действует в том же направлении.
     Схема работы у бандеровских пропагандистов простая. Отдельно взятый блогер по скайпу связывается с каким-нибудь нашим гражданином славянской национальности. Среди них встречаются разные: и трезвые, и пьяные, а то и вовсе с двумя извилинами в голове (надо полагать, что специально подбирают таких). А затем, основательно зацепив «жертву», начинает задавать провокационные вопросы типа: «Где вы живете в Казахстане?», «Почему не знаете казахского языка?», «Кому принадлежат северные территории? «А если возникнет конфликт с Россией, на чьей стороне вы будете?» и т.А. «Жертва»,  постепенно распаляясь, входя в раж, начинает воинствовать, оскорбляя язык, обычаи, пренебрежительно отзываясь о казахском народе.
     И тут со стороны блогера следует «ход конем». Когда «клиент» доходит до нужной кондиции, он подключает к скайпу какого-нибудь  представителя коренной национальности. И все заканчивается злобными выпадами с обильным употреблением ненормативной лексики. В завершение блогер  выдает, нужный комментарии: Вот видите, братья казахи, какие они сволочи, не любят вас. А я хочв завер сделать из всего этого свой вывод: если у нас и растут русофобские настроения, то в этом виноваты и украинские пропагандисты, сеющие межнациональную рознь.
     Вот в такой непростой ситуации, когда геополитика все больше и больше входит в «зону турбулентности», появляются новые вызовы, возникают как внешние, так и внутренние угрозы, мы, казахстанцы, должны как никогда сплотиться, консолидироваться и по-настоящему стать единым многонациональным народом. Самое главное – надо выработать устойчивый иммунитет ко всем этим угрозам. А для этого, по моему личному убеждению, следует сформировать мощную идеологию, основанную на наших обычаях, традициях, культуре, менталитете, образе жизни, духовных ценностях Великой степи. А еще надо вернуть в нашу идеологию такое понятие, как «контрпропаганда» с максимальным использованием СМИ и других коммуникаций. Пора нам уже научиться давать решительный коллективный отпор всем тем, кто пытается посягнуть на нашу независимость, территориальную целостность, очернить, принизить наши заслуги. Причем, делать это надо, не опускаясь до невежества наших недругов, трезво, ясно, аргументированно и с достоинством. Если же будем молчать, проявлять слабость, то все это, как говорят казахи, «жақсылыққа апармайды».
     А теперь что касается провокаторов всех мастей: не важно российских ли, украинских или наших, доморощенных. Прежде всего речь идет о тех, кто пытается рассорить казахов и русских, создать напряжение в отношениях двух стран. Таких, не церемонясь, надо ставить на место, жестко пресекать любые их действия, направленные на дестабилизацию, нарушение мира и согласия. Здесь все способы допустимы: от «промывания мозгов» до репрессивных мер в рамках законов. Неслучайно ведь наш Президент Касым-Жомарт Токаев постоянно говорит о том, что «все проявления этнического высокомерия, дискриминации по любым признакам, попытки посеять вражду между людьми должны жестко пресекаться». Ему же принадлежат слова о том, что, нужно давать решительный отпор, противостоять всеми правовыми средствами и информационными инструментами разного рода провокациям против нашего общества и государства».
     Уверен, что попытки нездоровых сил и отдельных личностей (шовинистов, нацистов, расистов и прочих негодяев) испортить отношения Казахстана и России не имеют никакой перспективы. Зря стараются все эти господа. Две страны и их народы связывают вековая дружба и братские узы. И казахи, и  русские, и другие народы свыше 75 лет жили в одном государстве под названием СССР. За эти десятилетия их судьбы настолько сильно переплелись, что они стали очень родными и близкими друг другу. Миллионы русских вместе с коренным населением поднимали целину, строили Турксиб, автомобильные дороги, целые города, заводы, фабрики, гидроэлектростанции. Вместе возрождали здравоохранение, образование, науку, налаживали жизнь во всех других сферах.
     Не сказать, что отношения между Россией и казахским государством были совсем уже безоблачными. Мы знаем, что на протяжении двух последних столетий по вине российских режимов казахский народ пережил тяжелейшие испытания. В XIX веке царизм вел в казахских степях колонизаторскую политику, жестоко подавляя восстания местного населения, расстреливая их участников. И ХХ век не принес степнякам ничего хорошего. В результате преступной политики сталинской клики разразился страшный голод, от которого, по неутешительным данным, погибли до двух миллионов человек. А последовавшие за этим во второй половине 30-х годов репрессии унесли жизни нескольких десятков тысяч лучших представителей народа. А последнюю трагическую страницу в историю Казахстана Москва вписала в 1986 году, жестоко подавив декабрьское выступление казахской молодежи.
     Несмотря на все эти драматические страницы общей истории, казахи всегда поддерживали дружественные отношения с русским народом, демонстрировали свое стремление жить с ним в мире и согласии. А в час беды даже приходили на помощь. Достаточно вспомнить два эпизода, один из которых до сих пор малоизвестен. В Отечественную войну 1812 года по просьбе императора Алексея II казахская конница численностью почти 90 тысяч сабель (туда входили и буряты) принимала участие в освобождении Москвы от французских захватчиков. Кстати, как мы помним из истории, столицу сдал оккупантам не кто-нибудь, а сам знаменитый русский полководец Кутузов. Затем казахские сарбазы вместе с русской армией гнали француза до Смоленска и дальше до самого Парижа. А еще 150 лет спустя, казахстанцы, в том числе и казахи, защищали эту самую Москву уже от фашистских захватчиков. Неувядаемой славой покрыла себя наши а Панфиловская дивизия. Сотни тысяч наших земляков сложили головы, освобождая территории России от врага. 500 человек стали героями Советского Союза.
Несмотря на все эти жизненные перипетии, стремление некоторых нездоровых сил внести смуту, и сегодня два этих уже независимых государства сохраняют добрососедские отношения. Между ними давно сняты все вопросы по границе, которая, кстати, является самой протяженной и составляет свыше семи тысячи километров. Есть договор о вечной дружбе и взаимной поддержке. Они являются самыми близкими партнерами в сфере экономики, науки, культуры и политики. В Казахстане живут свыше двух миллионов русских, а в России – около миллиона казахов. В нашей стране с уважением относятся к культурному  наследию соседей. К примеру, тот же русский язык на всем постсоветском пространстве комфортнее всего чувствует именно в Казахстане. А около 80 процентов казахов свободно говорят на нем. У нас до сих пор чтут русских ученых, писателей, деятелей культуры. Их именами названы школы, улицы, площади. Есть памятники, мемориальные комплексы, свидетельствующие о близости двух народов.
     Кто бы там что не говорил, но и в России чтут нашу культуру и память о знаменитых казахах. Скульптурных сооружений в их честь там даже больше, чем в Казахстане. К примеру, в Москве стоит памятник Абаю, в Санкт-Петербурге – Жамбылу и Алие Молдагуловой, в Астрахани – Курмангазы, в Омске – Чокану Валиханову,  в Томске – Канышу Сатпаеву. А в Рязанской области есть даже мемориальное сооружение памяти Султана Ораз-Мухаммеду. Историю не перепишешь. И память людскую, которая передается из поколения в поколение, невозможно стереть. Мы должны беречь и ценить все хорошее и доброе, что было между нами. И делать все возможное, чтобы плохое не повторилось. Стремиться ко всему тому, что нас сближает, и держаться подальше от того, что разъединяет.
     Лет десять назад мне довелось в Астане участвовать в международном форуме. Там я познакомился с известным российским политиком и общественным деятелем Рамазаном Абдулатиповым. В то время он был председателем Ассамблеи народов России. Так вот он похвалил нас за национальную политику и подчеркнул, что когда они создавали свою Ассамблею во многом переняли опыт Ассамблеи народа Казахстана. И при этом сказал такие хорошие слова: «Пусть эти наши две Ассамблеи станут надежными опорами, поддерживающими мост, связывающий наши народы. И пусть по этому мосту ходят друг к другу в гости и общаются только люди доброй воли». Он, конечно же, имел в виду, что среди нас не должно быть места разного рода экстремистам, шовинистам и провокаторам, сеющим зло.

                                                                                                                                                                 ПОСЛЕСЛОВИЕ
     В августе этого года в Алматы воздвигли памятник русскому полководцу Александру Невскому. Многие жители южной столицы были против. Не потому, что им не нравилась эта историческая личность. Просто они не видели здесь никакой логики. Ладно бы, если Пушкину, Толстому, Колпаковскому или даже маршалу Язову... Но случилось то, что случилось. Ну и ладно. Так даже лучше, ибо в этом есть что-то символическое. Что я имею в виду? Дело в том, что Александр Невский русской православной церковью причислен к лику святых. А сам глава митрополичьего округа РПЦ в Алматы заявил, что он будет «небесным покровителем» нашего Казахстана. И это ведь замечательно. Теперь и у нас, и у России - общий покровитель и защитник. И как тут не вспомнить знаменитые слова Александра Невского, которые он произнес после сокрушительной победы в битве со шведами: «Кто с мечом к нам войдет, то от меча и погибнет». Пусть об этом помнят наши общие недруги!
     Мы, казахстанцы, - миролюбивые люди. Стремимся со всеми своими соседями жить по законам добра. Ни у кого ничего не требуем, ни на что не посягаем, но и своего не отдадим. Перефразировав опять же слова Александра Невского, говорим: «На этом стояли и стоять будут Великая степь и наш родной Казахстан».