Жизненное кредо Саркытбека Молдабаева
Наверное, в жизни каждого человека бывают такие моменты, когда он, оглянувшись на пройденный путь, задается вопросами: А как я прошел этот отрезок времени? Какую пользу принес и себе, и людям? Что сумел сделать, а что – нет? Именно такой момент в год 60-летнего юбилея наступил для Саркытбека Молдабаева – доктора юридических наук, профессора, академика Казахстанской национальной Академии естественных наук, академика Международной Академии информатизации, президента центра устойчивого развития “Ошак”.
Подводя вот такой своеобразный промежуточный итог, у него есть все основания испытывать чувство глубокого удовлетворения. Всегда оставаясь верным своему жизненному кредо: “Идти вперед и быть полезным людям”, он не просто выполнил свою земную миссию, не только построил дом, посадил дерево и вырастил сыновей, но и сделал нечто Большее. И это его, Молдабаевская, высота стала возможной благодаря замечательным качествам, природному уму, таланту, силе воли, огромному трудолюбию, целеустремленности.
Ну а у меня, как у журналиста, хороший повод для того, чтобы попытаться воспроизвести жизненный путь Саркытбека Молдабаева. Взять на себя смелость, чтобы раскрыть его как личность, набросать, так сказать, штрихи к портрету. Правда, это будет довольно сложно сделать в рамках одного материала, но все же...
Тернистый путь
Говорят, что самая цепкая память бывает в раннем детстве. Наверное, именно по этому Аркаша (так звали Саркытбека в детстве) до деталей запомнил один эпизод. Было ему тода лет шесть-семь. Однажды они с соседскими мальчишками играли на улице. Один из них сбегал домой и вернулся с горячей лепешкой хлеба. Угощая друзей, сказал, что его мама самая лучшая: и табанан, и бауырсаки готовит вкусно. Другой с ним не согласился. “Нет, моя – самая лучшая” – отрезал он тоном, не терпящим возражения. Аркашу такой расклад, конечно же, не устраивал. Вскочив с места, он крикнул: “Самая лучшая из всех – это моя мама. Она все для нас делает и очень нас любит”.
И тут эмоции начали зашкаливать и дети сцепились. Находившаяся рядом соседка, разняла их, отпустив каждому по заслуженному шлепку. Затем, повернувшись к Аркаше, с иронией сказала: “А между прочим, ты знаешь, что у тебя не родная мать?” При этих словах мальчик сжал кулаки и убежал. Увидев во дворе отца Сарсенбая, подошел к нему: “Коке, а почему тетя Гульжан говорит, что наша мама нам не родная? Она что, чужая?” Отец погладил его по голове и сказал с грустью: “Балам, не слушай их, люди говорят разное. Вот подрастешь еще немного и все узнаешь.”
Незаметно пролетели два года. Сарсенбай решил, что младшенькие уже подросли, поэтому пришло время. Собрал всех своих восьмерых детей, пригласил жену Жакию. Посадил в круг и рассказал печальную историю о том, что пришлось пережить ему лично и их семье. Старшенькие из детей Капас, Азамат и Алешка, конечно же, слышали обо всем этом, хотя наверное и не осозновали всю трагичность того, что случилось. А посему его повествование, в первую очередь, было адресовано младшеньким: дочери Майре, Сыновьям Мише, Мырзасадыку, Алешке, и конечно же, Аркаше.
Сам Сарсенбай, прежде, чем соорудить свой семейный шанырак и найти постоянное пристанище, прошел длинный и тернистый путь, полный тяжелых испытаний. Родился он в 1917 году в г. Аягузе Семепалатинского уезда. Мать умерла, рано, когда ему было всего пять лет. И они с сестрой остались с отцом Молдабаем. Жили бедно, кое-как сводили концы с концами. А тут еще в начале 30-х годов в степи разразился страшный голод.
Люди умирали десятками, сотнями. Население подвергалось гонениям. Всех, не подчиняющихся советской власти, подвергали репрессиям, а то и расстреливали без суда и следствия. Обстановка стала невыносимой. И Молдыбай принимает решение отправиться на чужбину – в Китай. Собирает пожитки, садит двоих детей в сани (дело было зимой) и вместе с еще двумя семьями отправляется в дальний путь. Сарсенбаю было всего четырнадцать лет а сестре - одиннадцать.
Преодолевая неимоверные трудности, холод, голод, через несколько дней добрались до озера Сасыкколь, что в Алакольской долине. Там кто-то предупредил, что на границе стоят солдаты с пулеметом. Могут расстрелять. Чтобы не рисковать, решили переждать зиму у озера. Жили в лачугах. Питались одной рыбой. Чтобы спасти дочь, отец Молдабай выдал её замуж за местного жителя. Но сам через некоторое время заболел и умер. Сарсенбай остался совсем один. Когда пришла весна, его попутчики продолжили путь. А он задержался. Несколько дней ходил на могилу отца. Подолгу сидел у маленького холмика. Подавленный горем и одиночеством. После некоторых раздумий решил идти до конца.
Потайными тропами, перейдя границу, добрался до китайского города Чугучак (нынешний СУАР). Там батрачил у зажиточного русского мужика Петра: жил в хлеву, среди коров. Работал от зари до зари. Пахал, сеял, заготавливал сено, ухаживал за скотом. Однажды, оценив трудолюбие и старательность Сарсенбая, хозяин неожиданно сказал ему: “Смотрю, джигит ты справный, и хозяйская хватка есть. Если женишься на моей дочери Марие, готов оставить тебе в наследство все свое состояние”. Молдабаев отказался от этого соблазнительного предложения.
Спустя какое-то время, вместе с бригадой молодых людей поехал в другой город. Там, на местном рынке, таскали тюки, толкали тележки. За плату выполняли любую работу. И даже плотничали. Однажды на базаре познакомился с симпатичной девушкой по имени Турдыхан. Со временем понравились друг другу. Решили пожениться. Но тут возникли проблемы. Отец девушки оказался отъявленным бандитом и беспредельщиком. К тому же Сарсенбаю нечем было заплатить калым. Но он не собирался сдаваться. Пошел и прямо сказал будущему тестю: “Давайте так: я год отработаю на вас бесплатно и таким образом заплачу калым. И мы с Турдыхан поженимся”. Тот ухмыльнулся: “Ну, давай, посмотрим”.
Незаметно прошел год. Сарсенбай напомнил хозяину про уговор. Но тут, неожиданно услышал в ответ: “Ты что, и вправду думаешь, что я отдам дочь за такого бездомного скитальца, как ты?”. Сарсенбай вспылил, и чуть было не набросился на негодяя с кулаками. Уходя крикнул: “Я все равно добьюсь своего!”. Поначалу у него зародилась рискованная, но романтическая идея – по договоренности с Турдыхан, похитить ее под покровом ночи. Но потом принял более разумное решение. Каким-то образом нашел подход к одному очень влиятельному в этих краях человеку, который к тому же оказался близким ему по роду. И тот поставил на место зарвавшегося отца Турдыхан. И они благополучно поженились. Со временем у них родились трое сыновей: Капас, Азамат и Азат.
Когда семейная жизнь стала более или менее налаживаться, случился неожиданный поворот. Сарсенбая мобилизовали в Восточно-Туркестанскую армию, которая воевала с гоминьдановскими войсками Китая. И он оказался в самой гуще событий. В одном из боев чуть было не погиб, но чудом спасся. Вернувшись домой, окунулся в мирную жизнь. Но и она недолго длилась: страну накрыл, так называемый “красный террор”, и оставаться на чужбине стало небезопасным.
Посоветовавшись с женой, Сарсенбай принимает решение вернуться в Казахстан. Но сперва, в силу определенных обстоятельств, оказываются в Ошской области Киргизии. Пожив там некоторое время, все же добираются до родных мест – города Аягуза. Но и там долго не задерживаются. Сарсенбай узнает, что его сестра, потерявшаяся еще до отьезда в Китай, нашлась и переезжает к ней в село Вознесеновка Жарминского района Восточно-Казахстанской области.
Рок судьбы
Здесь у супругов Сарсенбая и Турдыхан один за другим рождаются еще четверо детей: Миша, Майра, Мырзасадык и Даулет. А когда пришло время восьмого ребенка, Сарсенбай отвозит жену в Жарминский районный роддом. Казалось бы, все как обычно, ничего не предвещало беды. Но случилось непоправимое. Во время родов возникли осложнения и Турдыхан сделали кесарево сечение. Через день умерла, успев лишь один раз покормить ребенка. А ребенок этот был мальчик. В роддоме его ласково назвали Аркашей, а тетя позже нарекла именем Саркытбек. Слово «саркыт» с казахского переводится, как благо, гостинец, подарок от кого-то. В нашем случае имелось в виду, что Турдыхан ценой собственной жизни подарила семье сына.
Потеря любимой жены буквально подкосила Сарсенбая. Горе, безысходность, растерянность – все это свалилось на него тяжким грузом. Турдыхан была оптимисткой, очень жизнерадостной и веселой. Хорошо пела, играла на различных музыкальных инструментах. В тяжелые минуты умела поддержать, вселить уверенность. Дома все держалось на ней. Она была настоящей хранительницей семейного очага. От нее всегда веяло теплом и уютом. И вот в один миг все это рухнуло. Однажды Сарсенбай признался родным, что тогда от безысходности он чуть было не положил на себя руки.
Не успел Сарсенбай похоронить жену, как возникла еще одна тревожная ситуация: работники местного сельского совета заявили, что детей надо отдать в специальное учреждение. Сарсенбай решил не допустить этого. В первую очередь быстро поехал в роддом и упросил медработников оставить новорожденного сына в больнице, чтобы не забрали в детдом. Там ему пошли навстречу.
Затем начал искать какой-то выход, чтобы сохранить семью. Родственники посоветовали как можно быстрее жениться: тогда, дескать, и детей оставят в покое. Сарсенбай, еще не оправившийся от горя и утери любимой жены, конечно же, был далек от такой мысли. Но деваться было некуда и он соглашается. А детям объяснил так: “Я иду на это не потому что мне нужна жена, а потому что вам нужна мать”.
Как-то сосед Айтказы рассказал, что в Зыряновском районе, в селе Орловка, живет молодая вдова. Очень добрая, отзывчивая, хозяйственная женщина. Председатель колхоза Гайнуллин, который сочувствовал Сарсенбаю из-за его положения, прослышав про это, сказал: «Вот тебе ГАЗик, вот тебе водитель. Трогайся в путь и без жены не возвращайся». Сарсенбай не знал, как благодарить председателя за такую поддержку. На второй же день взял с собой друга Омаргазы, соседа Айтказы и поехал в Орловку, которая находилась за 280 километров от Вознесенки.
Там три лихих джигита задержались почти на полмесяца. Разъезжали на машине по селу (а по тем временам это было очень круто). Почти каждый день встречались с Жакией (так звали невесту). Подолгу общались. Рассказывали друг о друге. Вспоминали разные истории. Друзья еще на берегу сказали Сарсенбаю: «Ты – жених, поэтому больше молчи. А говорить будем мы».
Взяв инициативу в свои руки, расхваливали друга. Из их уст Жакия узнала, что он первый парень на деревне. Что он является состоятельным колхозником, имеет добротный дом. Что у него всего трое детей. И что жена умерла и он остался вдовцом. Зная что друзья, мягко говоря, перевирают, Сарсенбай чувствовал себя не совсем ловко. Но, как договорились, молчал. Такая массированная “пропаганда” сработала. Невеста согласилась выйти замуж. К тому же она видела, что и сам жених – статный, галантный, с эффектными черными усами. Ей нравилась его рассудительность, немногословность, позитивность.
…Газик, оставляя за собой шлейф пыли, въехал в Вознесенку и остановился у приземистого домика. Оттуда гурьбой выбежали четверо детей. Через некоторое время появились еще трое. Вылезая из машины, Жакия с изумлением смотрела на это зрелище. Поначалу решила, что это соседи: вроде бы, и детей в два раза больше, и дом далек от добротного. Но когда малыши с возгласом “коке, коке” сгрудились вокруг Сарсенбая, все поняла. От возмущения готова была убежать. Но в этот момент к ней подбежала девочка ( то была единственная дочь Сарсенбая Майра) и, взяв за руку, плача сказала: “Тате, будь нашей мамой”. И сердце женщины екнуло. Она взяла малышку на руки и крепко прижала к себе. Немного успокоившись, Жакия повернулась в Сарсенбаю: “Я насчитала семерых, может, у тебя еще есть дети?” “Тот виновато опустил голову: “Есть еще один, он в роддоме”.
На следующий день поехали забирать сына из роддома. Здесь Аркаша находился почти год. За это время он стал настоящим любимцем медперсонала. Как за родным ухаживали за ним сестры Галина и Валентина Зеленковы. А кормили все эти месяцы по очереди женщины-роженицы. Выписывающиеся по эстафете передавали вновь поступившим. Сам Саркытбек Сарсенбаевич, вспоминая об этом, говорит так: “Низкий поклон этим замечательным женщинам. Мне повезло, что они встретились в самом начале жизненного пути. Не будь их, неизвестно, как бы сложилась судьба. Они согрели меня своей добротой и теплом. Никогда не забуду тетю Галю и тетю Валю. Всегда называю их мамами. Низкий поклон и всем моим молочным матерям, а их у меня не меньше ста. Если бы не они…”
Небо детства
В 1969 году семья Молдабаевых переезжает в Талды-Курганскую область, в село Муканчи. Тогда это был кировский район, ныне – Коксуский. На этом настояла Жакия, вторая жена Сарсенбая. Она решила так: после школы детям надо будет учиться дальше, поступать в институт. А тут Алма-Ата рядом. И выбор есть. Да и Сарсенбай начал побаливать, надо было менять климат. На тот момент самому старшему из сыновей Капасу было двадцать два, а самому младшему Аркаше – семь.
Говорят, если человек при рождении столкнулся с необычными, или как сегодня принято говорить, форс-мажорными обстоятельствами, то это накладывает отпечаток на его характер, внутренний мир. И этим он выделяется среди других. Так, наверное, оно и есть. Аркаша в детстве был очень энергичным, подвижным, можно сказать, неугомонным. Про таких говорят: “Сорви-голова”. Когда кто-то спрашивал, где Аркаша, домашние, улыбаясь отвечали: “Ищите его одновременно в трех местах”. А сам он, немного повзрослев, шутя, говорил по этому поводу: “А чего вы хотите? Меня вскормили сто молочных матерей. Среди них были и казашки, и русские, и татарки, и даже чеченка. Вот я и впитал с молоком всю их энергию, весь их темперамент”.
Чтобы прокормить детей (а их было восемь), Сарсенбай и Жакия держали большое хозяйство. У них было свыше ста овец, несколько коров, две лошади и даже целая птицеферма. А еще – большой огород. Все, и стар, и млад, работали от зари до зари. Аркаша трудился наравне со старшими. Успевал делать все: и учиться, и на огороде “пахать”, и сено заготавливать вместе со старшими братьями, и овец пасти, и за коровами ухаживать. Но мог и внезапно “сачкануть”, исчезнуть: уж очень любил до посинения барахтаться в родной речушке Муканчинке, гонять летом футбол, а зимой – хоккей. Нередко бывало, что его находили в местном клубе за просмотром индийского фильма.
Сказав, что Аркаша во всех отношениях был правильным мальчиком, я бы взял на себя большой грех. Забиякой слыл еще тем: не одна потасовка не обходилась без него. А нередко бывало, взбаламутит сверстников, отправится за речку Муканчинку, в соседнее село Бостоган, и устроит там мордобитие. Колошматил других на “поле боя” и бывал бит сам.
А еще он был большим проказником, с богатой фантазией. Возьмет да и поменяет коров соседей местами. И все наблюдают такую сцену, когда один сосед через забор кричит другому: “Почему твоя корова стоит в моем сарае?” А тот ему в ответ: “Ты лучше скажи, как в моем сарае оказалась твоя буренка?”. Или наденет на себя “партизанское” обмундирование старшего брата Капаса, натянет на голову черный чулок и в сумерках бродит по улице, пугая людей.
Но высшим пилотажем был другой номер. Однажды этот Аркаша изготовил муляж человека. Все как положено: голова, туловище, руки, ноги. И даже кепка на голове и сапоги на – ногах. Облил красной краской и положил под грузовую машину соседа. А когда тот вышел из дому, завел ГАЗик и тронулся, прохожие увидели окровавленного человека. Кто-то крикнул: “Ойбай, задавили!”. Все сбежались. Послышался плачь. Но когда самый смелый подошел и перевернул лежащего, то увидел, что это кукла… Вычислить автора этой постановки было не сложно. Так мог сделать только Аркаша.
Когда люди приходили жаловаться на сына (а это бывало довольно часто), Сарсенбай при всех отпускал ему пару хороших оплеух, а потом в шутку говорил: “А что я могу сделать, это же не мой, а народный сын. Его выкормили десятки матерей. Поэтому и судить его надо народным судом”. Кстати, при всем этом соседи любили Аркашу за его хороший нрав, трудолюбие, исполнительность, готовность помочь старшим. Они отмечали в нем, того чего не было в других. Говорили Сарсенбаю: “Этот твой “народный” далеко пойдет. Смотри, если станет большим начальником, нас не забывай”.
Аркаша любил небо. Днем – наблюдать за ватными облаками на голубом фоне. Сравнивал их по конфигурации с людьми, различными животными. Восхищался разноцветной радугой после проливного дождя. Но особенно ему нравилось ночное небо. Подолгу глядя вверх, окунался в океан звезд и мысленно пускался в путешествие по этому сказочному миру. Особенно нравились Млечный путь, Большая и Малая медведицы. Как-то отец рассказывал ему, что у него на небе была звезда, которая покровительствовала ему, выручала в тяжелые минуты. Первый раз она пришла на помощь, когда Сарсенбай жил в Китае, и служил в армии Восточного Туркменстана. Во второй – когда умерла его жена Турдыхан и он, оставшись с восемью детьми, от отчаяния готов был наложить на себя руки. Причем, эту звезду он видел не только ночью, но и днем, при свете солнца.
Вот и Аркаша, помня об этом, каждый раз, глядя в ночное небо, пытался увидеть там свою звезду. Особенно усердно искал, когда ему было трудно или что-то беспокоило. Но она никак не давала о себе знать. Последний раз такую попытку сделал в ночь после школьного выпускного вечера, когда пошли встречать зарю. Его одноклассники резвились, кружились вокруг костра, а он лежал на сырой траве и смотрел в то самое ночное небо. Если бы она вдруг появилась, хотел у нее спросить: “Скажи мне, звезда, выпорхнув из родительского дома, какой мне путь избрать, как двигаться дальше?” Но и на сей раз ночное светило не появилось. Тогда Аркаша окончательно решил, что сам будет решать свою судьбу, находить выход из любой ситуации, не уповая на звезды или еще на что.
Сегодня Саркытбек Молдабаев часто вспоминает свое детство, школьные годы, родителей, учителей, всех тех, кто оказал влияние на его воспитание, формирование, как личности. К примеру, об отце говорит так: “Я горжусь им. Несмотря на тяжелейшие испытания, через которые пришлось пройти, он остался самим собой. Был очень честным, порядочным, справедливым и принципиальным человеком. Все эти качества он передал нам, своим детям. А еще – научил нас трудолюбию, целеустремленности и терпению”. В подтверждение своих слов приводит такой эпизод. Когда Сарсенбай вместе с семьей переехал из Восточного Казахстана в Талды-Курганские края, председатель сельского Совета взялся помочь ему в сборе документов для оформления пенсии. На это он сказал, как отрезал: “Не надо, мне не нужны подачки от советской власти”. Таковой была реакция человека, предков которых репрессировала эта самая власть и по вине которой он вместе с отцом вынужден был скитаться по чужбине.
Самые теплые сыновние чувства наш герой питает и к матери Жакие. Эта мужественная женщина с большим сердцем, выйдя замуж за вдовца с восемью детьми, взвалила на себя тяжелейший груз, и достойно пронесла его через всю жизнь. Заменила им родную мать, отдала всю свою энергию, все тепло души. Будучи неутомимой труженицей, она сделала все, чтобы ее дети были сыты, обуты, одеты. “До сих пор мою душу переполняют чувство безмерной благодарности маме, - делится Саркытбек Сарсенбаевич. – За все, что сделала, за все, чему научила, за все, от чего уберегла. Даже не представляю, как бы сложилась моя жизнь, если бы не она. Мама освещала, согревала мой путь в жизни. Она для меня – святая женщина. Даже сегодня воспоминания о ней придают мне силы, наполняют энергией и позитивом. Я в вечном долгу перед ней”.
Трудовая стезя
Люди по разному приходят к главному делу своей жизни, профессии. Одни, следуя мечте детства. Другие – в силу каких-то обстоятельств. Третьи – под воздействием взрослых. В случае с Саркытбеком Молдабаевым сыграли роль все эти факторы понемногу. Или другими словами, к окончательному выбору пришел методом проб и ошибок. Быть может, именно поэтому он сумел максимально реализовать себя в любимом деле, достичь больших высот.
После школы Сыркытбек подался в родные края, поступил в Семипалатинский дорожно-строительный техникум. Но забрали в армию. Строил БАМ. После службы отец не разрешил ехать в Семипалатинск, чтобы продолжить учебу. Сказал: “Ты сам по себе забияка, а там еще попадешь под влияние хулиганов”. Пришлось на какое-то время задержаться в ауле. На тот момент три населенных пункта – Муканчи, Бостоган и Октябрь – входили в совхоз им. ХХIII сьезде КПСС. Саркытбек решил занятся чем-нибудь полезным. Пошел на молочно-товарный комплекс: убирал за животными навоз, разносил корм, что-то грузил, что-то разгружал. Со временем надоело. Подался в кочегарку. Но и тут долго не задержался. Потом вдруг захотелось стать электриком. Чему-то научился, начал работать. Но пару раз получив ощутимый удар током, расстался и с этим занятием.
И вот однажды, когда он размышлял над тем, что делать дальше, произошел случай, который и помог окончательно определиться в жизни. А было так. Он шел по улице родного аула. Встретил там двух подвыпивших джигитов. Они были значительно старше его. Одному из них что-то не понравилось и он наотмашь ударил Саркытбека. И взыграла горячая интернациональная кровь, ведь он был вскормлен десятками молочных матерей разных национальностей. Ударом профессианального боксера сбил обидчика с ног. А потом нанес еще пару джепов. Оказалось, что сломал пьяному дебоширу нос и челюсть. Между родственниками ребят разразился вселенский скандал. Пострадавшая сторона грозилась посадить нашего героя. Но тут вмешался их старейшина. Он примирил всех. А Саркытбеку сказал: “Балам, хватит искать приключений. Найди себе занятие посерьезнее. И не попадайся больше в такие истории”.
Саркытбек серьезно задумался над словами аксакала. После некоторых размышлений вынес свой вердикт: “Милиция. Только она выведет в люди и оградит от криминальных приключений”. Сказано-сделано. Выбил себе комсомольскую путевку и отправился в Талды-Курган. Устроился на работу в областное управление внутренних дел, в конвойный взвод. Через год поступил в Алма-Атинскую школу милиции. Там сблизился с замполитом школы Еркином Шамишевым. Видя способности и старание молодого курсанта, он уговорил его поступить в Ленинградское высшее политическое училище МВД СССР, которое он сам когда-то с отличием и закончил.
Прислушался к совету своего наставника. Преодолевая все препятствия, поступил в это престижное учебное заведение. Там судьба свела его с замечательным человеком, который оказал большое влияние на его дальнейшую жизнь. Это был доктор юридических наук, профессор Яков Михайлович Бельсон. В ЛГУ имени Жданова его называли казахстанским Мересьевым. Во время Великой Отечественной он потерял обе ноги. Лечился в военном госпитале Алма-Аты. После этого остался преподавать в КазГУ имени Кирова. Позже переехал в Ленинград. Этот легендарный человек в 1957 году возглавил казахстанскую делегацию, отправляющуюся на Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Сам за рулем мотоцикла проехал три тысячи километров от Алма-Аты до Москвы.
– С Яковом Михаиловичем впервые познакомились во время презентации его книги “Интерпол”, – вспоминает Саркытбек Сарсенбаевич. – Из всех слушателей он поднял меня и спросил: “Не из Казахстана ли ты, молодой человек?” Когда я подтвердил, попросил меня подойти. Вручил свою книгу с автографом. Затем попросил мое удостоверение. Надел на него кожаный чехол с золотыми буквами “МВД СССР”. И при этом наказал, чтобы учился отлично. Я действительно окончил ВУЗ на отлично. Должен был остаться в аспирантуре, но тут случился развал СССР. Со временем мы с Яковом Михайловичем очень тесно подружились, но это уже другая история.
По возвращении в Талды-Курган его назначают первым заместителем Понфиловского РОВД. Здесь, несмотря на напряженные будни, взялся за исследования жизни и деятельности знаменитого чекиста Касымхана Чанышева – прототипа героя фильма “Конец атамана”. Тщательно изучал архивные материалы, анализировал факты, собирал воспоминания о нем. Результатом многолетнего труда Саркытбека Молдабаева стала книга: “Право на истину: факты и домыслы о Касымхане Чанышеве”. Кстати, по его же инициативе при РОВД был создан музей Джаркентской милиции и его начальника Чанышева.
Где бы не работал Саркытбек Сарсенбаевич всегда неукоснительно следовал своему жизненному кредо: “Идти вперед, быть полезным людям”. Именно по этому он всегда стремился к самосовершенствованию, пополнению знаний, постижению неизведанного. Его всегда одолевал зуд любопытства: а что же там, за горизонтом? Однажды, выбрав сферой своей деятельности юриспруденцию, он решил постичь, если не все, то очень многое. Это и подвигло его на написание кандидатской диссертации. С этой целью поступил в адъюнктуру Высшей школы ГСК РК. А тему выбрал такую: “Проблемы субъекта преступления”. Научным руководителем стал профессор, генерал-майор милиции Баримбек Сарсенович Бейсенов.
– Всегда с огромной благодарностью вспоминаю и его, и его супругу Дардану Закировну – рассказывает он наш герой: – Они очень много сделали для меня и моей супруги Фариды. Опекали нас, как своих детей. И вообще, мне с самого рождения везло на хороших людей. И в этом смысле я, наверное, счастливый человек.
Саркытбек был бы не Саркытбеком, если бы остановился на достигнутом. Он упорно “грыз” науку. Работая в судебной системе, продолжал “штурмовать вершины” в этом направлении. Будучи председателем Алмалинского районного суда города Алматы, выдвинул концепцию специализации судей. Ее поддержали на самом высоком уровне. И было принято решение о разделении районных судов Казахстана по уголовным и гражданским делам. А венцом научной деятельности Молдобаева стала докторская диссертация на тему воинских преступлении. И то, как сегодня квалифицируется в Уголовном Кодексе состав воинских преступлении, и есть результат его диссертационных исследований.
Он всегда, на протяжении всей деятельности, совмещал теорию и практику. В разные годы, все дальше и дальше вторгаясь в мир науки, трудился начальником Академии финансовой полиции РК, инспектором отдела правоохранительной системы Администрации президента РК, старшим помощником Генерального прокурора РК, директором Института Генпрокуратуры. Занимал руководящие должности в системе учебных заведений МВД, таможенной службе и в органах правосудия. Словом, прошел огонь, воду и медные трубы.
Между прочим, Саркытбек Сарсенбаевич не только известный юрист, доктор наук, профессор и дважды академик но и очень творческая личность. Ему подвластны и поэзия, и проза. Сочиняет стихи, пишет статьи, и не только научные. Издает книги. Сильный оратор. Обладает отменным голосом. Подозреваю, что оперное искусство в его лице потеряло многое. Откуда у него все это? Сам он полагает, что от родителей. Они тоже были творческими людьми. В их доме всегда присутствовали газеты, журналы, книги. Мама Жакия нередко устраивала настоящие семейные чтения. Темы были разные, в том числе и народный фольклор. “А еще, – Саркытбек Сарсенбаевич многозначительно улыбается. – Не надо забывать, что среди моих молочных матерей тоже наверняка были таланты”.
Тепло родного очага
В далеком 1984-м году, когда еще был бравым сержантом одного из подразделений УВД, в жизни Саркытбека Молдабаева произошло важное событие. Как-то, гуляя в центральном парке Талды-Кургана с другом Вахитом, встретили одноклассниц. С ними была еще одна девушка. Вела себя скромно, и к тому же симпатичная. Сей факт он, конечно же, зафиксировал. И сам себе сказал тогда: “Вот она та, которая мне нужна”. Когда поближе познакомились, узнал, что зовут ее Фарида. Закончила пединститут. Работает воспитательницей в детском саду. Дружили почти три года. Все это время часто встречались. Просто гуляли по долгу. Ходили на танцы. Провожал Фариду с работы домой. Словом, изучали, приглядывались друг к другу. Оба понимали, что женитьба – дело серьезное. Спешка здесь недопустима.
- Я в день по несколько раз звонил Фариде, – вспоминает Саркытбек. – Так часто, что до сих пор помню номер ее телефона -2-05-77. Нравилось с ней общаться. Особенно импонировали ее хороший нрав, умение держаться. И вот однажды, набрав номер, сказал: “Все, время испытания закончилось. Выходи за меня замуж. Хочу, чтобы ты стала матерью моих детей”.
В Жаркент, куда Саркытбека направили на работу, они поехали вместе, в качестве мужа и жены. Незаметно пролетело время. Родили и воспитали троих замечательных сыновей – Расула, Арлана и Аржана. Все трое закончили один и тот же ВУЗ – Казахскую Государственную юридическую Академию. Трудятся в разных сферах, но в душе все, как и отец, юристы. Старший Расул – женат, есть дети. Аржан сыграл свадьбу недавно. Так что у Саркытбека с Фаридой есть любимые внуки. Надеются, что в скором времени их станет больше.
Саркытбек Сарсенбаевич с теплотой отзывается о жене: “Фарида, можно сказать, всю жизнь посвятила мне. У нас дома все держится на ней. Она – надежная хранительница семейного очага. Если я чего-то добился в этой жизни, то во многом благодаря ей. Если все эти годы под нашим семейным шаныраком царят мир, спокойствие, уют, любовь и согласие, то во всем этом тоже ее заслуга”. Они взаимно дополняют друг друга. К примеру, если Саркытбек энергичный, эмоциональный, импульсивный, то Фарида – спокойная, выдержанная, рассудительная. Умение успокоить ситуацию, снять напряжение, внести в любое дело позитив – тоже всегда при ней. А самое главное – в их отношениях доминируют добрые, светлые чувства, ответственность друг за друга, понимание и уважение.
Супруги Молдобаевы идут по жизни, заботливо оберегая не только свой домашний очаг. Они взяли на себя весьма благородную миссию: разжечь уже почти потухший очаг родного аула. Он находится в Коксуском районе Жетысуской области и называется “Жарлыозек”. С этой целью герой нашего повествования создал общественное объединение: “Центр устойчивого развития “Ошак”. В рамках реализации данного проекта построил в селе прекрасное здание. В нем есть зал торжеств, учебные классы, большая библиотека. В планах – расширение сферы деятельности, строительство дополнительных помещений.
- Мечтаю создать настоящий просветительский центр для сельчан, – делиться Саркытбек Сарсенбаевич. – Чтобы они могли здесь учиться, пополнять знания, получать ответы на все интересующие их вопросы. Ну а конечная моя цель – возродить реальное местное самоуправление. Пробудить людей от спячки, покончить с равнодушием, инертностью, иждивенчеством, заставить их взять бразды правления в свои руки, активно участвовать в решении местных проблем.
Он считает, что для человека нет ничего роднее и ближе земли, на которой родился и вырос. Для каждого – это точка притяжения. Куда бы не пошел, где бы не находился, рано или поздно, или при жизни, или покинув этот бренный мир, он вернется на эту землю. Тот, кто забыл свой родной аул, вычеркнул его из памяти, тот уже наполовину манкурт, оторвавшийся от своих корней. Поэтому, убежден он, долг каждого – любить эту самую “золотую колыбель”, поддерживать связь и помогать, приносить пользу.
Вместо послесловия
Здание с надписью “Ошақ. Отан. Орда” на фасаде стоит на стыке двух населенных пунктов – Муканчи и Бозтогана, рядом с речушкой детства Саркытбека Молдабаева. Напротив, через трассу, – могилы, где покоятся его родители, братья и аульчане. А еще оно находится у развилки трех дорог. Все это случайное совпадение? Не думаю. В первом случае – это показатель того, что он накрепко привязан к земле, которая его взрастила, дала путевку в большую жизнь. Во втором, – что он помнит и чтит своих предков. В третьем случае – это уже проявление гостеприимства. Двери шанырака всегда открыты для путников. Летом можно заглянуть на огонек, отдохнуть, утолить жажду. Зимой – погреться у очага, пообщаться с земляками.
Вот такая вот жизненная философия Саркытбека Молдабаева. Все просто и понятно. Он – как открытая книга. Не надо читать мужду строк или терятся в догадках. Листай себе страницы, и постигай добрый, светлый и чистый мир этого замечательного человека. Настоящего патриота и гражданина, идущего вперед, приносящего пользу людям.
Автор:
Атсалим Идигов