
Лучше легко примириться, чем тяжело судиться
Часто вспоминаю один эпизод из своего далекого детства. В нашем ауле жил аксакал - человек, мудрый, глубоких религиозных знаний и хорошего нрава. Все очень его уважали. И вот однажды один из наших соседей украл барана у другого. И при этом наотрез отказался возвращать, хотя были свидетели. Тогда разгневанный пострадавший пригрозил, что силой отберет у него бычка. Ситуация приняла нешуточный характер.
Видя, что конфликт может привести к не очень хорошим последствиям, тот самый аксакал решил попытаться выступить в роли миротворца. Он тщательно изучил ситуацию, опросил свидетелей, в отдельности побеседовал с каждым из участников конфликта. Затем свел их вместе, и у них состоялся долгий разговор. О чем они говорили, история умалчивает, но факт, что на второй день тот, кто украл, вернул барана, причем более крупного. А другой, в свою очередь, зарезал животное, приготовил бесбармак, накрыл дастархан, пригласил в гости того аксакала и похитителя.
Вот такая история. Благодаря этому мудрому человеку добро победило зло, милость взяла верх над гневом. Он сумел примирить соседей, пробудить в них честь и благородство, вернуть их прежние добрые отношения. Если бы все это случилось сегодня, то мы бы сказали, что этот аксакал отличный медиатор, обладающий искусством воздействия на людей. По всей видимости, ему удалось надавить на религиозные чувства мужчин. Ведь в исламе считается тяжким грехом гнев, вражда и воровство.
Итак, коль мы заговорили о медиации, давайте попытаемся ответить на ряд вопросов: Что такое «медиация»? Откуда она берет начало? Каковы принципы и преимущества медиации? Какие споры могут рассматриваться? Кто такой медиатор, и какие требования к нему предъявляет закон? Знание ответов на все эти вопросы поможет нам лучше ориентироваться в этом направлении, убедиться в преимуществах медиации над долгими, изматывающими, драматическими судебными процессами.
Само слово «медиация» от латинского «mediare», что в переводе означает «посредничать». Это довольно демократичная и наиболее мягкая форма внесудебного разрешения споров и конфликтов, возникающих в отношениях людей. Можно сказать и по-другому: в правовой практике — это одна из технологий альтернативного урегулирования споров с участием третьего лица и самих конфликтующих. Это ситуация, в которой все участники для достижения мира должны проявить свои лучшие качества: разум, выдержку, добрую волю и хороший нрав.
Посредники для урегулирования споров использовались еще в древние времена, скажем, в той же Греции. Да и Римское право допускало такую практику. Что касается медиации в современном понимании, то она стала развиваться где-то во второй половине ХХ века. Первооткрывателями здесь являются США, Австралия и Великобритания. Позже она прижилась и во всей Европе. В этих странах медиаторы принимают участие практически во всех переговорных процессах в сфере экономики, бизнеса и права. А есть категории дел, которые даже не рассматриваются без предварительного прохождения через процедуру медиации. Можно сказать, что там, в отличие от нас, есть уже свой довольно богатый опыт и традиции в этом деле. В Казахстане же Закон «О медиации» вышел совсем недавно, в 2011 году. Так что мы находимся лишь на начальной стадии внедрения альтернативных методов решения споров и конфликтов. Если можно так выразиться, эта практика проходит у нас «обкатку», все больше завоевывая место под солнцем.
Хотя, надо сказать, что признаки медиации в казахской степи присутствовали и в старые времена. Подтверждение тому пример, который я привел в начале этого материала. А еще, для большей убедительности, давайте вспомним свод законов хана Тауке «Жеті жарғы». Он был разработан при непосредственном участии биев Төле, Қазыбек и Айтеке, которые и сами, как бы мы сегодня сказали, выступали в роли медиаторов. «Жеті жарғы», между прочим, предусматривал очень даже суровые наказания за тяжкие преступления. К примеру, за грабежи, убийства и прелюбодеяния казнили, даже действовал принцип «око - за око». Это наподобие кровной мести у кавказцев. Но даже при этом находили пути к примирению с помощью мудрецов-посредников. Скажем, за убийство могли в отдельных случаях не казнить, а обязать преступников содержать детей, оставшихся без кормильца, а за менее тяжкие преступления человек мог отделаться выкупом. Другими словами, стремились договариваться по-хорошему, без крови.
В современной медиации есть виды, которые отличаются по своим подходам. Если говорить более конкретно, то в мировой практике существуют два типа медиаторских центров. Первый – это центры, действующие при судах. Они занимаются досудебным рассмотрением дел, в основном семейной практики. При этом есть небольшой процент дел производственной направленности. Второй тип – это принимающие участие в разрешении очень значимых конфликтов в масштабе, скажем общества. Здесь, как правило, все очень сложно. Процессы примирения могут затягиваться даже на несколько лет. Этот тип модераторских центров имеет академическую направленность и в основном действуют при классических университетах.
Есть еще масса прочих центров и кабинетов для судебного примирения. Они действуют самостоятельно или при разных общественных объединениях. Как, к примеру, при Ассамблее народа Казахстана. Здесь можно сослаться на опыт Ассамблеи области Жетісу. При ней есть центр этномедиации. В него входит отдел этномедиации КГУ «Қоғамдық келісім» и Совет этномедиации, в котором состоят опытные, авторитетные и наиболее подготовленные люди. А возглавляет эту общественную структуру сильный специалист, кандидат юридических наук, профессиональный медиатор, тренер-медиатор Бахтыгуль Чинкаева.
Миротворцы постоянно ездят по районам, встречаются с населением, разъясняют, что такое медиация, рассказывают о ее преимуществах, пропагандируют вопросы мира, стабильности и межнационального согласия. При этом главное внимание уделяют профилактике и предупреждению конфликтов. Только в первом полугодии нынешнего года проведено 44 мероприятия по этномедиации с охватом 2500 человек.
Нашим гражданам следует знать, какие дела или ситуации могут рассматриваться с применением медиации. Есть ли здесь какие-то ограничения? Безусловно, есть преступления, которые в силу тяжести содеянного не могут быть предметом рассмотрения в медиации. К ним можно отнести терроризм, экстремизм, убийства, грабежи с насилием, измену Родине, коррупционные преступления. Это и понятно, какие тут могут быть примирения. В таких случаях должен работать принцип неотвратимости наказания. Здесь только суд и суровая кара по закону.
В медиации же могут рассматриваться дела только средней и легкой тяжести. В основном речь идет о семейно-бытовых, межкультурных и производственных конфликтах, различных спорах, связанных с авторским правом и так далее. Скажем, человек отодвинул свой забор в сторону соседа на десять сантиметров. Или кто-то украл курицу и отказывается возмещать ущерб. А еще может быть и такое: взял чужую статью и опубликовал под своей фамилией. Плагиат со всеми вытекающими последствиями. Во всех этих и других подобных случаях, конечно же, прямая дорога к медиатору.
Несмотря на то, что после выхода Закона «О медиации» прошло четырнадцать лет, очень многие, к сожалению, до сих пор не знают, что это такое и какие преимущества есть у медиации перед судебными тяжбами. А надо бы знать. Так вот самое главное из них - это то, что данная практика помогает экономить время, деньги и нервы. Это очень существенно, если учесть, что людей и физически, и морально изматывают длительные судебные разбирательства, которые нередко затягиваются на месяцы. Дело доходит даже до инсультов и инфарктов.
Надо иметь в виду и то, что медиация – это сравнительно мягкий и щадящий процесс, ибо все процедурные вопросы решаются с участием самих конфликтующих сторон. При этом она ориентирована не на сам конфликт и выяснение, кто прав а кто виноват. Конечная цель здесь – поиск конструктивного решения. Есть и такой привлекательный момент: достигнутые договоренности в этом случае более надежны и долговечны, ибо решение принимают обе стороны. И последнее, что очень важно. К примеру, если после вердикта суда стороны, как правило, остаются неудовлетворенными и сохраняют враждебные отношения друг к другу, то в медиации конфликтующие примиряются и восстанавливают свои прежние нормальные отношения.
А теперь, после того, как мы более или менее разобрались с самой медиацией, пришло время сказать и о главной фигуре этого нового для нас института регулирования споров и конфликтов - медиаторе. Он есть посредник, подготовленный во всех отношениях специалист, призванный решать конфликты. Он участвует в процессе медиации, как третья сторона. Эту свою позицию он должен выдерживать от начала и до конца. В ходе переговоров, порой очень сложных, медиатор помогает конфликтующим понять друг друга, определить занимаемые позиции. Конечная его цель — привести стороны к конструктивному решению спора, которое бы устроило всех участников. Сказать образно, миссию можно считать успешно выполненной, если медиатору удалось убедить оппонентов пожать руки и разойтись с миром.
В качестве медиаторов могут выступить как профессионалы (официальные медиаторы, имеющие соответствующие сертификаты на право заниматься данной деятельностью), так и непрофессионалы. К последним к примеру, можно отнестись руководителей коллективов, менеджеров, общественных деятелей, духовных лидеров, уважаемых аксакалов и так далее. Но тут надо помнить, что одного желания стать медиатором – мало, должны быть соответствующий уровень и подготовка. А критерии такие: высшее образование, определенный жизненный и профессиональный опыт, коммуникабельность, красноречие, искренность, непредвзятость, обостренное чувство справедливости, позитивность, толерантность, дипломатичность. И еще, профессиональным юристом он может и не быть, но знать хотя бы азы юриспруденции и законы обязан.
Один известный казахстанский юрист как-то сказал: «Прежде чем идти в суд, стоит хорошо подумать. Лучший вариант найти силы, волю и примириться. Когда есть компромисс, все только в выигрыше: не теряют время, экономят деньги, сохраняют нервы и достоинство. Наши предки всегда говорили: «Кешірімді бол» («Умей прощать»). Это древнее назидание сидит у нас в крови. Именно поэтому главной миссией казахских биев было искать виновных, примерять спорящих». И это правильно.