Идеологическая концепция Президента

Идеологическая концепция Президента

С карандашом в руках несколько раз перечитав речь Президента Казахстана на третьем заседании Национального курултая «Адал адам – Адал енбек – Адал табыс», сделал для себя ряд выводов. Во-первых, это не просто речь, а довольно объемный документ, целая программа, в которой четко обозначены главные ориентиры в сфере идеологии. Во-вторых, особо подчеркнута необходимость сохранения исторического наследия Великой степи и поставлены конкретные задачи в этом направлении. В-третьих, красной нитью проходит мысль о необходимости трепетного отношения к общенациональным ценностям, национальному коду и национальной идентичности. В-четвертых, в программной речи Глава государства призывает казахстанцев помнить и чтить своих героев. И даже называет имена тех, кто по-настоящему достоин этого. И, наконец, в-пятых, озвучены цели и задачи по духовному обновлению общества, очищению от пороков и сохранению ключевых ценностей народа.
     Есть у программной речи Президента еще одна общая особенность, вытекающая не только из ее содержания, но и исторических реалии. Что имеется в виду? После развала СССР мы все до основания разрушили, в том числе и советскую идеологию, но взамен ничего не придумали. В результате все годы независимости у нас существовал огромный «информационный вакуум», который пытались заполнить все кому не лень, навязывая чуждые нам ценности. Мы же все это время демонстрировали идеологическую несостоятельность и слабый иммунитет ко всему этому негативу. И, как следствие, имеем то, что имеем: гендерную распущенность, ЛГБТ – сообщества, разврат. В молодежной среде идет процесс духовной деградации, переоценки ценностей. Естественно, что вся эта грязь постепенно вытесняла наши моральные и нравственные ценности, культуру, обычаи, традиции.
     А теперь давайте вернемся к той самой особенности речи Президента. Ее смело можно было бы назвать программой идеологической модернизации. Да только есть одно «но». Как известно, чтобы что-то модернизировать, должен быть сам объект модернизации. Однако в нашем случае его нет. Имеется в виду, что нет четко сформированной с годами, осмысленной системной, основанной на наших духовных ценностях идеологической концепции. А, стало быть, нечего особо и модернизировать.
     Что делать? Ответ очевиден: надо, наконец, начать строить нашу, казахстанскую, модель идеологии, как мощный щит от тлетворного влияния извне. А началом этого процесса может стать как раз программное выступление Главы государства Касым-Жомарта Токаева на курултае. В нем есть все: и ключевые идеологемы, и базовые ориентиры, и мудрые мысли, верные выводы, выверенные задачи и цели.
     Однажды один очень известный человек сказал: «Если вы не знаете, куда идете, то туда вас приведет любая дорога». Иными словами, это означает, что никуда не придете, не сумеете добиться успеха, достичь поставленной цели. Думаю, что, помня об этой аксиоме, Глава государства, затронув широкий спектр вопросов, касающихся всех сфер жизни общества, простым и понятным языком обозначил четкие контуры и ориентиры самосовершенствования социума, духовного обогащения, движения вперед по пути прогресса. Этот самый спектр охватывает такие базовые ценности, как единство и солидарность, закон и порядок, трудолюбие и профессионализм, созидание и новаторство. Каждое из этих направлений заслуживает тщательного анализа, особого осмысления, научного подхода. Я же хочу просто коротко остановиться на двух-трех моментах, представляющих для меня определенный интерес.
     Общеизвестно, что главным гарантом благополучия и процветания общества или государства являются единство, сплоченность, мир, стабильность и согласие. Надо полагать, что именно поэтому Президент начал свое выступление с этого фактора. Особо подчеркнул, что нация, объединенная общими устремлениями, никогда не останется в накладе, всегда будет впереди. И это действительно так. За примером далеко ходить не надо. Если за годы независимости наш Казахстан чего-то добился, то, в первую очередь, как раз за счет консолидации, сплоченности, стабильности, стремления жить в мире и согласии.
     Высказав мысль о том, что единство народа зависит от каждого казахстанца, Глава государства при этом отметил особую роль представителей старшего поколения и интеллигенции, как людей уважаемых в обществе, являющихся примером для других. Он даже назвал их цветом и гордостью нации. Все это, бесспорно, так. Но, к сожалению, за годы независимости они ушли на второй план, утратили былые позиции, затерялись в лабиринтах жизни, далеко не в полной мере выполняют свою благородную миссию по просвещению общества, воспитанию подрастающего поколения.
     К примеру, тех же аксакалов мы лицезреем в основном только рисующимися рядом с акимами, перерезающими ленточки, восседающими за дастарханами или молча сидящими на различных мероприятиях. При этом не видим, чтобы они постоянно выступали в СМИ, поднимали острые проблемы, критиковали недостатки, бичевали пороки, били тревогу по поводу опасных процессов, происходящих в молодежной среде. Встречи с подрастающим поколением, рассказы о прошлом, назидания, уроки мудрости, пропаганда духовных ценностей народа – также редкость.
     Интеллигенцию тоже есть за что упрекнуть. Здесь также не хватает умения думать на общенациональном уровне, использовать огромный интеллектуальный потенциал в интересах народа, его единения. Как подчеркнул Президент, наши ученые, писатели и поэты зачастую уходят от своей главной просветительской миссии, увлекаются бесполезными спорами об исторических личностях, различных событиях, сопоставлением известных деятелей. Дошло до того, что идут постоянные споры по поводу происхождения Чингисхана. С учетом всего этого он высказал пожелание: «Нам нужны сплоченность и солидарность, а не бесплодные разговоры и бесконечные споры. На современном этапе истории у нашего народа слова и дела должны быть едины. Поэтому важно, чтобы  наша интеллигенция особое внимание уделила вопросам укрепления единства нации».
     Сплоченность, стабильность и согласие в обществе во многом зависят и от идеологии в национальной политике. Поэтому Глава государства призвал особое внимание уделить этой сфере. И в качестве важнейшей задачи определил укрепление нашей национальной идентичности, сохранение национального кода. При этом обратил внимание на необходимость празднования Наурыза в новом формате, бережного отношения к национальной одежде, культуре, обычаям, традициям предков, практикования в религии традиционного для тюрков Ханафитского мазхаба, почитания государственных символов. «Казахстан всегда будет толерантен ко всем вероисповеданиям, воззрениям и учениям, которые не подрывают нашей государственности и общественной морали», - сказал Касым-Жомарт Токаев. Но при этом особо подчеркнул, что «мы не будем идти на поводу у тех, кто под влиянием западных и иных веяний продвигает чуждые  для нашей культуры ценность, к тому же, идущие вразрез с дуалистической основой мира…»
     Главным «игроком» в сфере национальной политики у нас, конечно же, является Ассамблея народа Казахстана. За годы независимости из консультативно-совещательного органа при Президенте она трансформировалась в конституционный институт, представители которого ранее заседали в Мажилисе Парламента, а сегодня – в Сенате. На протяжении трех десятков лет, особенно в критические 90-е, она очень много сделала для сохранения, а затем для укрепления мира и межнационального согласия в Казахстане. Если мы прошли этот путь в целом благополучно, без сильных потрясений, то в этом есть и заслуга этой общественной структуры.
     Но надо помнить, что на этом, в целом позитивном фоне, были и издержки: недостатки, упущения, ошибки, заблуждения. Во-первых, все эти годы мы шли по одному и тому же однажды проторенному пути, не пытаясь что-то менять, реагировать на меняющиеся обстоятельства, возникающие внешние и внутренние угрозы. В результате постоянно запаздывали, отставали от времени, теряя ориентиры. Во-вторых, с упоением занимались восхвалением и самовосхвалением, стыдливо обходя «острые углы», проблемы, недостатки, игнорируя тревожные процессы, происходящие вокруг нас. Такая оторванность от реальной жизни  приводила к тому, что мы не умели делать выводов, извлекать уроки, постоянно наступая на одни и те же грабли. К чему это приводило? К конфликтам на национальной почве, в том числе и с тяжелыми последствиями. Пример – кровавый Кордай. Да и сама Ассамблея народа Казахстана со временем, взваливая на себя несвойственные функции, все больше и больше обрастая всевозможными общественными объединениями, превратилась в громоздкую, бюрократическую структуру с вертикалью власти.
     Что делать? На мой взглад нужна «перезагрузка». Необходимы структурные изменения. В деятельности Ассамблеи больше должно быть креативности, демократичности, новых подходов в работе. Не распыляясь, не пытаясь обьяснить необъятное, не увлекаясь «асфальтными» мероприятиями, в которых на первом месте форма, а не содержание, оставив сумбурность и суету, следует полностью сосредоточиться на главных направлениях. А главные направления – это живая работа с массами, воздействие на умы и сердца людей, аналитика, мониторинг и прогнозирование. А еще – тесное взаимодействие со СМИ. Неустанная пропаганда вопросов мира, стабильности и межнационального согласия, наших духовных ценностей.
     И еще один важный момент. Нам всем надо постепенно уходить от позициинирования себя чисто по национальному признаку: имею виду постоянное подчеркивание принадлежность к тому или иному этнообъединению. Вместо этого следует стараться максимально адаптироваться, интегрироваться в общую среду. А это значит, что все мы, независимо от национальности, должны знать культуру, язык, обычаи, традиции Великой степи. Словом, нужна общая для всех нас, объединяющая, цементирующая идентичность. А таковой может стать духовная идентичность. Над ее формированием нам и надо работать. Если сумеем все это сделать, успешно пройти процесс обновления, сбросить с себя нажитый с годами «тяжелый балласт», тянущий назад, деятельность Ассамблеи будет намного эффективнее и она сможет внести свой достойный вклад в реализацию идеологической концепции Президента Казахстана, в которой обозначены все наши базовые ценности, все направления духовного обновления общества.