голодомор в казахских степях и депортация вайнахов. Это был настояящий геноцид
Мы, ныне живущие, и те, кто придет после нас, должны знать о нашем прошлом, общей истории, в том числе и о ее трагических страницах. В первую очередь, здесь, конечно же, речь идет о молодежи, подрастающем поколении. Ведь если рожденные в СССР еще помнят и знают о преступлениях тоталитарного режима того периода, репрессиях, голоде в начале 30-х годов XX века и депортации целых народов, то наши дети имеют об этом весьма смутное представление. А это не есть хорошо. Ведь сказано же, что тот, кто не ведает о своем прошлом, будет блуждать в лабиринтах будущего.
Поэтому считаю очень правильным, что Ассамблея народа Казахстана в свое время инициировала международный проект «Память во имя будущего» и успешно его реализует. За эти годы мероприятия в рамках этого проекта прошли во многих городах Казахстана. Участие в них представителей ближнего и дальнего зарубежья, различных этносов, общественных и политических деятелей, молодежи способствует не только взаимообогащению, постижению нашей общей истории, но и сближению народов, укреплению братских уз и взаимопонимания.
За десятилетия, прошедшие после тех драматических событий, у нас уже есть наработанный опыт исторического анализа периода репрессий, голода и депортации в Казахстан целых народов. Благодаря свидетельству репрессированных, очевидцев, следопытов, архивным материалам, трудам историков мы имеем общее представление о трагических событиях первой половины ХХ столетия. Однако истинные масштабы и последствия преступной политики сталинского режима еще до конца не установлены. Многие материалы умышленно уничтожены, чтобы спрятать концы в воду, многие из них до сих пор засекречены. Уверен, что со временем обнаружатся еще более ужасающие факты истребления людей.
Говоря о печальных страницах прошлого, мы, конечно же, в первую очередь должны помнить о голодоморе, (ашаршылық) начала 30-х годов (1931-1933 гг.). В результате преступной деятельности Филиппа Голощекина целый народ оказался на грани катастрофы. Дорогой ценой заплатили казахи за так называемые укрупнение и коллективизацию, советизацию аулов и «малый октябрь». Искусственно созданный джут породил страшный голод, который унес жизни около двух миллионов человек (точных данных нет). Свыше 100 тысяч лучших представителей народа подверглись репрессиям. 25 тысяч были расстреляны. Около миллиона казахов, гонимые голодом, преследуемые властями, вынуждены были уйти на чужбину. Их потомки до сих пор живут в таких странах, как Китай, Монголия, Россия, Иран, Турция. Голодомор начала 30-х годов был, пожалуй, второй самой масштабной и страшной трагедией для казахов после нашествия джунгар в XVII веке.
Хочу высказать суждение, которое ранее, уверен, никогда не озвучивалось. Оно у меня возникло в процессе обретения того самого опыта исторического анализа. Что имею в виду? Я никогда не встречал, чтобы применительно к казахам употреблялось слово «депортация». А между тем, если быть до конца правдивым, и они не избежали этой участи. Подтверждение этому своему выводу неожиданно нашел еще в 2014 году, когда собирал материал о всемирно известном чеченском ученом, писателе, гуманисте Абдурахмане Авторханове, который однажды во время встречи с казахской диаспорой в Мюнхене (город в Германии) сказал следующее (цитирую с максимальной точностью):
«Вам это может показаться неожиданным, но часть казахского народа тоже подверглась депортации. Объясню свою мысль. В Казахстане Сталин преступления совершал не сам лично, а через своих верных опричников, одним из которых был Голощекин. Все было сделано с коварным умыслом, используя принцип «резать по живому». Безжалостно разрушается вековой уклад жизни кочевого народа. Насаждаются чуждые и неприемлемые для степняков формы и методы ведения хозяйства, прежде всего в животноводстве. Плюс грубое игнорирование национального менталитета, культуры, обычаев, традиции. Плюс репрессии, уничтожение видных представителей интеллигенции, общественных деятелей, талантливых специалистов.
Как следствие - страшный голод, вызванный джутом. Несколько миллионов умерли, сотни тысяч ушли на чужбину. Так вот, они и есть жертвы той самой депортации. Так называемой, скрытой депортации. Так что я смело ставлю казахов в один ряд с депортированными северокавказскими народами».
Чуть позднее многострадальная казахская земля стала местом ссылки отдельных этнических групп, а то и целых народов. Все они нашли здесь приют. В период с конца 30-х годов и до середины 40-х в Казахстане сохранялась очень тяжелая ситуация. С одной стороны, сам народ еще не успел залечить раны страшной трагедии голодомора, с другой - шла Отечественная война. Люди жили в нищете, кругом - разруха. И вот в этой тяжелейшей ситуации в 1937 году сюда привозят ссыльных корейцев. В 1941 году - немцев Поволжья. В 1944-1945 годах - чеченцев, ингушей и другие кавказские народы. Эти крупномасштабные акции сопровождались невиданными жестокостью и насилием.
Напрашивается вопрос: почему местом ссылки народов был избран именно Казахстан? Расчет был прост. Выжившие в пути следования непременно погибнут в суровых степях Казахстана от холода (не случайно акция была осуществлена зимой) или от голода. Определенное место отводилось и такому фактору, как борьба за выживание. Бросив в «один котел» вместе с казахами целые народы с разными менталитетами, психологией обычаями, традициями, да еще навесив на всех ярлыки изменников Родины, предателей и бандитов, режим надеялся посеять между ними вражду и этим самым вызвать новые жертвы.
Но сами пережившие тяжелые испытания, много видавшие горе и страданий, уже прошедшие ужасы сталинских репрессий, казахи сразу разобрались, кто враги, а кто жертвы, где ложь, а где правда. Они не оставили в критический момент в беде другие народы. Помогли, делясь и хлебом и кровом.
Абдурахман Авторханов, являясь чеченцем по крови, был интернационалистом по духу. В чем провинились корейцы Дальнего Востока? Почему турки, курды и хамшилы были высланы на Восток? Почему греки, живущие на Черноморском побережье, были высланы в 1944 году? Почему десятки тысяч армян были оторваны от своей Родины вскоре после войны? Вот те вопросы, которые ставил ученый с мировыми именем Абдурахман Авторханов и на которые искал ответы, рискуя собственной жизнью.
И сегодня, спустя многие десятилетия, эти вопросы стоят и перед нами. Ведь до сих пор за эти масштабные преступления против человечности еще никто не извинился перед народом. Посему еще не все точки над «i» расставлены. Следовательно, не до конца восстановлена справедливость.
Все это означает, что нам и дальше надо пополнять, обогащать свой опыт исторического анализа тех трагических событий. И делать это мы должны без оглядки на кого-то или на что-то, говоря только правду, какой бы она ни была, давая самую суровую оценку прямым виновникам преступлений.