
Светлый мир Бейсена
Каждый раз, когда подхожу к окну своего рабочего кабинета, который находится на третьем этаже Дома журналистов, вижу мурал на торцовой стене жилого дома с изображением известного казахстанского тележурналиста Бейсена Куранбека. У меня всегда такое ощущение, что он смотрит именно на меня. Взгляд пристальный и в то же время задумчиво-вопросительный. Он как бы спрашивает: «Атсалим аға, как вы там, все ли у вас хорошо?» А что я? Мысленно обращаясь к нему, отвечаю: «Плохо, Бейсен, очень плохо без тебя. Ты ушел молча, ни на что не жалуясь, приняв тяжелый удар судьбы, как данность, словно боясь потревожить окружающих, навсегда закрыл за собой дверь. Уже пять лет, как ты покинул нас вместе со своим миром: светлым, чистым, добрым, искренним. Мы любили и тебя, и этот твой мир, радовались, чувствовали себя в нем комфортно, заряжаясь позитивной энергией». Но в этом бренном мире никто не вечен… Поистине от Аллаха мы пришли, к Нему и вернемся.
Сила разума и веры
У нас с Бейсеном не было дефицита общения. Он будучи генеральным директором ТРК «Жетісу», а я главным редактором газеты «Огни Алатау», мы работали в одном здании - Доме журналистов, который, кстати, сегодня носит его имя. Бейсен время от времени заглядывал ко мне «на огонек». Обычно, поздоровавшись, узнав, как дела, и, спросив, нужна ли помощь, уходил. Но бывало, что и задерживался. И тогда мы с ним за чашкой чая вели беседы на разные темы. Говорили о многом: журналистике, политике, спорте, религии, патриотизме, духовных ценностях, морали, нравственности. Обсуждали различные процессы, происходящие в стране, и в мире. Всегда обращал внимание на его выдержанность, рассудительность, умение анализировать, четко, в логической последовательности излагать мысли, делать какие-то неожиданные выводы. А еще у него была привычка в ходе беседы задавать уточняющие вопросы с тем, чтобы узнать, разделяю я его мнение или нет.
Однажды у нас речь зашла об исламе. Не знаю, был ли Бейсен практикующим мусульманином, но его компетентность и рассуждения на заданную тему меня приятно удивили. Слушал его внимательно, стараясь не перебивать. Он же говорил, что ислам – это религия мира, справедливости, чистоты и покорности. Что в исламе запрещены грубость, агрессия, жестокость, насилие, несправедливость, употребление веществ, дурманящих разум, разгульный образ жизни, роскошество и аморальность.
При этом искренне возмущался, что в мире есть темные силы, которые стремятся помешать распространению ислама, делают все, чтобы дискредитировать его, расколоть изнутри. Они же придумали такие понятия, как «исламский экстремизм» и «исламский терроризм». После этих слов, сделав паузу, Бейсен воскликнул: «Может ли быть жестокой или террористической религия, в которой сказано, что даже убийство одного человека перед Аллахом равно убийству всего человечества!» И еще один очень сильный аргумент привел: из десятка войн за последние 300 лет ни одна не была развязана мусульманами. А в завершение нашего разговора, как бы подводя черту, сказал: «Человечество идет на самое дно безнравственности, морально разлагаясь и опускаясь до животных инстинктов. И от этой погибели его может спасти только ислам. Почему? Потому что имеющий иман и веру во Всевышнего Аллаха, боящийся Его гнева, будет стремиться только к хорошему, возвышенному и избегать всего плохого, скверного».
Каждый раз, слушая Бейсена, я все больше и больше убеждался в том, что он человек разума, имеющий веру, совесть, честь и достоинство, старающийся держаться подальше от запретного и стремящегося к дозволенному.
Сила духовности и патриотизма
В общении Бейсен обычно был корректным, избегал резкости и прямолинейности, эмоциональных всплесков. Но при этом мог быть и критичным, четко обозначить свою принципиальную позицию по каким-то моментам. Как-то, помню, мы затронули тему патриотизма. Сошлись во мнении, что здесь у нас не все обстоит благополучно. Само это понятие обесценилось. Много появилось лжепатриотов, или патриотов на словах. Молодежь не имеет понятия о смысле этого слова, о том, каким должен быть настоящий патриот. Не может не тревожить и то, что молодые тысячами уезжают за границу.
А вот когда мы попытались выяснить причины этого явления, в голосе Бейсена появились строгие нотки: «В этом виноваты все мы, - резюмировал он. - начиная с семьи и кончая государством. Нету осмысленной, системной идеологии в этом направлении. Много верхоглядства, кампанейщины, формализма. Старый институт семьи развалили, а нового ничего не придумали. А это значит, что появились серьезные издержки в воспитательном процессе. Ведь патриотизм – категория нравственная. Следовательно, это чувство надо прививать человеку не тогда, когда ему 15, 20 или 30 лет, а с младенчества, с молоком матери, с колыбельных песен. А если всего этого нет, о каком патриотизме можно говорить».
После этого спича Бейсен выдал и вовсе неожиданную для меня мысль. По его убеждению, у простых обывателей власть ассоциируется с государством, родиной, страной. Если власть плохая, коррумпированная, несправедливая, репрессивная, притесняющая, то для них и страна плохая. А само понятие «патриотизм» обретает некую аморфность. Потому и уезжают молодые за границу, туда, где работают законы, их уважают, есть справедливость и возможность работать, реализовать себя. Покидая мой кабинет, Бейсен слегка улыбнулся и сказал: «Это моя принципиальная позиция. Можете даже цитировать меня в своих статьях».
Хочу привести еще один запомнившийся мне эпизод. Как-то, когда уже сам заглянул на тот самый «огонек» к Бейсену, он разговаривал по телефону. Закончив общение, извинился, отодвинул подальше от себя аппарат и сказал: «От этих смартфонов спасу нет». После этого мы как-то само собой заговорили об интернете, социальных сетях, о последствиях блуждания наших детей и молодежи в этом виртуальном мире. Поделились тревогой по поводу того, что по этой причине идет процесс духовной деградации, молодые отрываются от своих корней, забывают язык, обычаи, традиции.
В ответ на это я поделился с Бейсеном своей идеей, которая давно витала в голове. Суть ее заключалась в том чтобы в летнее время устанавливать на территории Дома журналистов большую юрту, оформленную строго в национальном стиле, с приглашением специалистов делать постановки на различные темы, пропагандирующие духовные ценности народа, и на постоянной основе показывать по телевидению. Ему этот проект понравился, обещал решить вопрос с приобретением юрты. Мы даже определили место ее установки. И с темой первой передачи тоже договорились - рассказ о самой юрте, как квинтэссенции культуры. Но проект так и остался нереализованным. Думаю, причина была в начавшейся болезни Бейсена.
Все эти примеры я привел, чтобы передать особенности духовного мира Бейсена, его взгляды на жизнь, восприятие окружающей действительности, набросать некоторые штрихи к его портрету. Мне он нравился в первую очередь как человек, как личность и как патриот.
Сила таланта и хорошего нрава
У Бейсена был хороший нрав. Когда ему что-то симпатизировало, улыбался. В случае недовольства или осуждения чего-то, мог деликатно сделать замечание или вовсе промолчать. Это качество очень ценится в исламе и называется «сабыр». Помню, в одном своем публичном выступлении я, забыл по какому поводу, но довольно резко отозвался о ТРК «Жетісу», чувствовал после этого определенный дискомфорт.
И когда в очередной раз встретились с Бейсеном испытывал некоторую неловкость: думал, что начнет говорить на высоких тонах, выскажет свои претензии. Но он молчал. Видя это, чтобы разрядить обстановку, я сам затронул эту тему. Обняв его, сказал: «Бейсен, извини, если обидел». На это он опять же, улыбнувшись, ответил: «Ничего, бывает. Каждый вправе высказывать свое мнение. А потом, в ваших словах есть доля правды». После этого я еще больше его зауважал.
А еще Бейсена мы знали как очень талантливого журналиста. И этот его талант проявлялся везде: и в газете «Спорт», и когда он работал в Телерадиокомплексе президента, и в телерадиокомпаниях «Рахат», «Казахстан», «Жетісу». У него был очень грамотный, понятный, образный, колоритный язык. Он обладал искусством доносить свои мысли до зрителей. Его сюжеты и передачи отличались глубоким смыслом и познавательностью. А его ток-шоу «Айтуға оңай» смотрела вся страна: и стар, и млад. Люди не просто созерцали и слушали, а сопереживали вместе с ведущим Бейсеном Куранбеком и его героями.
Однажды я сказал ему: «Бейсен, в своих передачах ты рассказываешь о людях сложных судеб, о тех, кто попал в тяжелые жизненные ситуации. Пытаешься помочь им, поддержать, подсказать пути выхода из лабиринтов жизни. Все это ты пропускаешь через себя, переживаешь. Хватит ли твоего здоровья на все это?»
В ответ он сказал: «Здоровье, как и жизнь, не вечно. Поэтому лучше тратить его на благие дела, сея доброе, принося пользу людям, помня, что в Судный день именно твои дела, и хорошие, и плохие, лягут на весы». После его ухода из жизни часто вспоминаю этот момент. Действительно, а если бы... Впрочем, это уже не имеет никакого значения.
Пока живы, будем помнить
Бейсен оставил после себя добрый след. И естественно, в знак благодарности мы стремимся сохранить память о нем. Поэтому его именем назван Дом журналистов, где он работал, учредили республиканский конкурс среди журналистов. А в конце прошлого года во Дворце спорта «Жастар» прошел ставший уже традиционным республиканский турнир по футзалу, посвященный ему. Я никогда не был поклонником этого вида спорта, но два дня находился во дворце. Сидя на трибуне, наблюдал за футбольными баталиями. Время от времени, уходя от реальности, окунался в воспоминания. Можно сказать, восстановил в памяти все эпизоды общения с Бейсеном.
Рядом со мной сидела его вдова Гульмира Зербай. Общаясь с ней, видел на ее лице печать скорби, свидетельствующую, что не ушла еще боль потери близкого человека. Они познакомились с Бейсеном в редакции газеты «Спорт». Поженились. Соорудили свой семейный шанырак. Воспитали двоих замечательных дочерей Инкар и Жаухар. Прожили вместе счастливых 22 года. Все это время Гульмира была для Бейсена надежной опорой, преданной спутницей, хранительницей домашнего очага. И если он добился таких высот в жизни, такого признания, то в этом, безусловно, есть и ее заслуга. Ну а турнир, что символично, закончился победой команды ТРК «Жетісу» под названием «Қарекет». Почему «Қарекет»? А мы помним, что Бейсен напутствовал героев своих ток-шоу словами «Қарекет ет, бауырым».
Последняя встреча
Увы, все в этой жизни когда-то кончается. Последний раз Бейсена я видел в 2019 году в Уштобе, на похоронах моего близкого человека, который приходился дядей его другу Марлену Кольбаеву. Была сильная жара. Нещадно пекло солнце. Мы стояли в сторонке. Видно было, что он болеет. Когда покойника предали земле, он, глядя на свежий могильный холмик, как бы самому себе произнес: «Сегодня мы хороним кого-то, а завтра кто-то будет хоронить нас». Затем, отведя меня немного в сторону, попросил: «Атсалим аға, знаю, что вы верующий человек, читаете намаз. У меня будет к вам просьба: просите Аллаха за меня. Нет, не за эту жизнь, за ту, вечную, чтобы он облегчил мое пребывание в Ахирате». При этих его словах я отвернулся в сторону, делая вид, что смотрю куда-то вдаль. На самом деле, я не хотел, чтобы он видел мое состояние. На прощание крепко обнялись. И тут услышал: «Бала өмірге келген кезде періште жылаған екен». Не сразу, но уловил смысл этих и других его слов. И мелькнула мысль: «Неужели он уже готовит себя к расставанию с этим бренным миром?». Ровно через девять месяцев его не стало.
В своем прощальном письме Бейсен написал удивительные по человечности слова. Слова эти не 50-летнего, по сути, молодого человека, а 80-летнего мудреца. Когда их читаешь, ком подступает к горлу, слезы наворачиваются на глаза. Хочу привести их дословно: «Я прожил хорошую жизнь. Бог даровал мне хороших родителей, сострадательного брата, верную супругу и прекрасных детей. Он дал мне энергию, разум и сердце, а также возможность служить людям. Если у меня будет время, я готов и дальше служить своему народу». Заметьте, не жалобы, не стенания, не обиды за то, что его постигло такое тяжкое испытание. Но зато благодарность Всевышнему за то, что Он дал ему возможность прожить такую замечательную жизнь. Вот таким он был, Бейсен Куранбек, человеком разума, веры, совести и чистой благородной души.
…Я молча, склонив голову, стою у продолговатого могильного холмика. Ярко светит весеннее солнце. Вокруг - звенящая тишина. Повсюду - надмогильные плиты и памятные архитектурные сооружения. Очень больно осознавать, что Бейсен не с нами, а лежит там, под толщей земли. И что это реальность, и ничего уже не изменить. Мои губы шепчут суры из Корана. Воздев руки, делаю дуа: «О Всемогущий Аллах, Создатель небес, земли, всего сущего и живого! Только Тебе мы поклоняемся, только на Тебя уповаем. Только Тебя просим о помощи. Ты - всепрощающий, Ты любишь прощать. Так прости же раба своего и брата нашего Бейсена. Облегчи его временное пребывание в Барзахе, а в судный день направь на путь, ведущий в Рай».
Почувствовав тяжесть в груди, запрокидываю голову, чтобы вдохнуть свежего воздуха. Вижу - высоко в небе кружит орел. Он то камнем падает вниз, то стрелой взмывает вверх, а потом, распластав мощные крылья, парит в воздухе в свободном полете. Он словно демонстрирует дань уважения к усопшим.
Мой взгляд вновь падает на могильный холмик. Иманды болсын, жатқан жері жайлы, топрағы торқа болсын, жаны жәннатта болсын. Аминь.
Слово о друге
В процессе написания этого материала общался с человеком, для которого Бейсен Куранбек был больше, чем другом. Они всегда были вместе: ходили друг к другу в гости, отдыхали, занимались спортом и даже кружок танцев посещали. Речь идет о Марлене Кольбаеве, который от рядового работника охранного ведомства дорос до заместителя акима области и очень хорошо разбирается в людях. Вот что он мне поведал:
- На моем жизненном пути встречались разные люди, но Бейсен был особенным. Имею в виду его внутренний духовный мир, прекрасные человеческие качества. Рассудительность, сдержанность, высокая культура общения, тонкий интеллект, природный ум, открытость, искренность, порядочность, честность – вот что в нем ценили окружающие. Конечно, и у него, как, впрочем, и у всех, были свои слабые и сильные стороны, достоинства и недостатки. Однако хорошего в нем было столько, что недостатки никак себя не проявляли.
Бейсен заметно выделялся среди других своей конкретностью и принципиальностью. У него было так: «Сказал - сделай, обещал – выполни». Как-то говорил, что если он кому-то дал слово и не сдержал, то он чувствует себя последним человеком. И еще одно хорошее качество: умел признавать ошибки,
неправоту. Однажды мы сидели у меня дома, о чем-то беседовали. И тут пришли дети и начали шуметь, кричать. Я резко отругал их и выгнал. На это Бейсен сделал мне замечание, что с детьми нельзя так грубо обращаться, такая строгость ни к чему. И у нас завязался довольно эмоциональный спор на эту тему. Каждый остался при своем мнении. После этого почти месяц не общались. И как-то он первым позвонил поинтересовался моими делами. В этот же день вечером мы, как обычно, сидели за дастарханом. Он признался, что ошибся. И сказал буквально следующее: «В моем ток-шоу «Айтуға оңай» были два сюжета о том, как дети отдали своих родителей в дома престарелых, а сами наслаждались жизнью. В процессе дискуссии и обсуждений выяснилось, что в этом виноваты сами родители. Они в детстве баловали их, позволяли делать все, выполняли любые капризы, задаривали подарками. В результате они выросли такими черствыми, равнодушными и эгоистичными. Получается, что такое воспитание для родителей обернулось бумерангом». И после этого, улыбнувшись, добавил: «Марлен, ты все же, понежнее с детьми».
Не знаю, от природы это у него или приобретенные качества, но Бейсен был очень талантливым. И этот его талант наиболее полно проявился в передачах «Айтуға оңай» и «Қарекет». Он предстал перед нами не просто как ведущий, а человек со своим удивительно богатым, красивым, искренним духовным миром, умеющим воздействовать на умы и сердца людей, вникать в их беды, сопереживать, готовым помочь в трудных ситуациях.
Будучи сам талантливым, он всегда старался поддержать и одаренных детей, и молодежь, не только морально, но и материально. Кому-то мог оплатить долг за обучение, кому-то дорогу на какой-нибудь конкурс или дебаты. Сам был не раз свидетелем, как он вытаскивал из кармана деньги и вручал детям в качестве поощрения.
К добрым и теплым словам Марлена Кольбаева могу еще добавить, что Бейсен ушел от нас рано, можно сказать, в расцвете сил. Но он оставил после себя добрый, чистый и красивый след. Сказано: родись желанным, живи честно, твори, если есть талант, нету - наслаждайся, люби близких, уважай окружающих, иди по жизни достойно, чтобы никто не посмотрел косо вслед. Так и прошел свой жизненный путь Бейсен Куранбек. Таким он и останется в нашей благодарной памяти.