Бауржан Оспанов: «Гендерная распущенность – это прямой путь к духовной деградации»
Все знают Бауржана Оспанова как известного в Казахстане
бизнесмена и мецената, патриота и гражданина. Но мало кто ведает, что он
еще и всесторонне образованный, духовно богатый человек, эрудит, очень
интересный собеседник и рассказчик. При этом он не из тех, кто любит
просто поговорить о том, о сем ради времяпрепровождения. Для него в
первую очередь важно содержание, а не форма. Поэтому в его рассуждениях,
мыслях, умозаключениях всегда присутствуют основательность,
рассудительность, умение анализировать, делать верные выводы.
Да,
с ним можно спорить, в чем-то не соглашаться, но в целом бывает сложно
что-то противопоставлять его компетентности, владению темой, способности
логически излагать мысли, говорить аргументированно. Мне лично, как
профессиональному журналисту, Оспанов в первую очередь интересен даже не
как предприниматель, а как собеседник, с которым по душам можно
поговорить на любую тему. Именно поэтому во время очередной нашей
встречи я ему так и сказал: «Бауржан Кенесбекович, времени у нас
достаточно, давайте так: днем – дела, а вечерами – общение. Нам есть о
чем поговорить». И он любезно согласился с моим навязчивым графиком.
… Вечер. То самое время, которое я «забронировал». На улице уже не
светло, но еще и не темно. По верхушкам лесистых гор стелятся свинцовые
облака. В окна стучится холодный дождь. Мы сидим в большом, но очень
уютном холле особняка, у камина. Потрескивают поленья. От языков пламени
исходит приятное тепло. Чтобы усилить эффект, хозяин дома подкладывает
еще дров. И в этот момент я просто так, на автомате, спрашиваю у него:
«Бауржан Кенесбекович, а чья вообще обязанность разжигать огонь в печи?»
Он: «В зависимости от обстоятельств это могут делать и женщина, и
мужчина». Я настаиваю на том, что это все же удел женщины. В ответ мой
собеседник выдает вполне себе компромиссный вариант: «Мужчина должен
разжечь огонь, а женщина – поддерживать очаг». Так, слово за слово мы и
определили для себя тему разговора. Договорились, что посвятим свое
драгоценное время гендерным делам, вопросам морали и нравственности. И у
нас состоялся такой вот диалог:
– Бауржан Кенесбекович,
давайте для начала попытаемся дать оценку текущей ситуации в гендерной
сфере. По моему личному убеждению, дела у нас здесь обстоят очень даже
плохо. Давно уже пора бить тревогу. В свое время Америка через ООН
навязала нам свою гендерную политику, точнее принцип гендерного
равенства, а мы повелись на это и с легкостью проглотили их «пилюлю». В
результате такой мягкости, можно сказать беспринципности, мы имеем
гендерную распущенность со всеми ее грязными последствиями…
–
Согласен с вами. Гендерные вольности, выходящие за рамки общепринятых
человеческих норм морали и нравственности, ни к чему хорошему не
приведут. А попытки вторгнуться в святая святых с целью изменения
природы мужчины или женщины, смешения полов – это вселенское зло,
кощунство и тяжкий грех. Здесь никаких сомнений быть не может. Но, с
другой стороны, я бы не стал драматизировать ситуацию. Да, к сожалению, и
нас затронуло это отвратительное явление. Но людей с различными
отклонениями, в том числе и нетрадиционной ориентации, у нас ничтожно
мало. Мы их практически не видим…
– Мы с вами, быть может, их
и не видим, но реальность-то малоутешительная. У нас уже есть
ЛГБТ-сообщества, открываются свингер-клубы, которые занимаются
развратом. Все больше становится женоподобных мужчин и мужеподобных
женщин. Если так будет продолжаться и дальше, то завтра мы столкнемся
еще и с однополыми браками, когда вместо «папа» и «мама» будут говорить:
«родитель №1» и «родитель№2». Разве это не повод для тревоги?
–
Дело в том, что я недорассказал, не закончил свою мысль. Никто не
говорит, что такой проблемы нету. Она есть, к сожалению. Как говорится,
что имеем, то имеем. Но не на этом надо зацикливаться. Сейчас главное –
не сидеть сложа руки и ждать, куда кривая выведет. Надо принимать меры,
чтобы остановить этот процесс нравственного разложения общества.
Легкомыслие и беспечность в этом деле могут привести к плачевным
последствиям, духовной деградации людей. И тогда мы превратимся в
сплошную серую массу без рода и племени.
– Вижу, у вас есть
понимание того, к чему может привести эта гендерная распущенность. Здесь
мы солидарны. А вот что делать? Какие меры надо принять? Лично я
считаю, что всех этих извращенцев следует собрать в одном месте,
погрузить в вагоны, увезти на запад страны и поселить где-нибудь на
необитаемом острове в Каспийском море. Хай себе занимаются, чем хотят,
до скончания века. Как вам такой вариант?
– Понимаю Вашу
агрессию, но не совсем разделяю предложение поселить всех на необитаемом
острове. Давайте не забывать, что эти «нетрадиционники» тоже чьи-то
дети, братья, сестры, родители. Репрессивными мерами проблему не решить.
Изолируем одних, появятся другие. Этот как тот сорняк на огороде:
вырываешь его все лето, а он снова вырастает. Почему? Потому что мы
боремся со следствием, а не с причинами. Вот если этот сорняк лишить
влаги, то он сам исчезнет. Вот и в нашем случае, как говорится, надо
зрить в корень.
– Я все же остаюсь при своем мнении. Согласитесь,
что гендерная распущенность и все эти ЛГБТ несут реальную угрозу нашим
национальным кодам, национальным идентичностям, и вообще духовным
ценностям. А посему в отношении них допустимы самые жесткие меры. Это
хорошо понимают, например, в некоторых арабских странах. Поэтому там в
отношении тех, кто допускает гендерные «шалости», предусмотрена даже
смертная казнь. Жестоко? Да, но это тот самый случай, когда для
сохранения стада можно пожертвовать и десятком паршивых овец. Ну хорошо,
это моя личная позиция, но что имели вы, когда говорили, что «надо
зрить в корень»?
– Дело в том, что это архисложная проблема,
лежащая в психологической плоскости, связанная с ментальностью людей.
Поэтому для ее решения нужен основательный, очень серьезный и даже
научный подход. Должен быть специальный центр или институт, занимающийся
этой проблемой, выявляющий этих самых «нетрадиционников». Если это
больные люди, то их надо лечить. Если же с жиру бесятся, необходимо
«промывать мозги». Первыми, понятное дело, должны заниматься медики,
психологи, другие специалисты. А вот что касается вторых, то тут слово
за общественностью. Надо окружить их всеобщим осуждением и атмосферой
нетерпимости. Так, чтобы земля «горела» под ногами. Имеется в виду, что
их надо подвергнуть мощной идеологической обработке. А неподдающихся
надо оставить в покое, но при условии, что они будут жить тихо, не
«заражая» других, не пытаясь качать свои права.
– Бауржан
Кенесбекович, если сравнить наши позиции, то получается, что я диктатор,
«жаждущий крови», а Вы - демократ и даже гуманист. Ну хорошо, даже я
приветствую, что вы сторонник человеческого подхода к решению этой
проблемы. Но однако ваш вариант – это тоже преимущественно борьба с
последствиями. Говоря вашими же словами, влага-то остается, а стало
быть, и сорняк никуда не денется…
– Ничего плохого нет в том,
что у нас такие разные позиции по отдельным моментам. Сколько людей,
столько и мнений. Ну а синтез диктатуры и демократии, думаю, должен дать
положительные результаты. А теперь по существу. Вы немного забежали
вперед. Дело в том, что я изначально разбил свой ответ на две части.
Первую уже изложил, хочу озвучить вторую и попытаться ответить на вопрос
по поводу сорняка и влаги.
Как вы думаете, откуда появилась эта
гендерная распущенность и эти ЛГБТшники? Из нашей же среды. Не
инопланетяне же они. А кто виноват? Не Америка и не Запад, мы сами. Мы
их породили. Если помните, в СССР был уникальный институт семьи и мощная
идеология воспитания детей и молодежи. Все это разрушили, но взамен
ничего не придумали. Образовался огромный «вакуум», который пытаются
заполнить все, кому не лень, насаждая чуждые нам ценности. А мы что? А
ничего. Как положено, воспитанием детей у нас сегодня не занимается
никто. Все пустили на самотек.
В результате наше подрастающее
поколение оказалось полностью во власти «грязного» интернета. Именно он,
насаждая все греховное и порочное, отравляет души и сознание детей. Вот
вам и всякие «цветные», нетрадиционные, те самые гендерные «шалуны».
Что делать? Надо возрождать институт семьи. А в Законе о семье и браке
четко прописать ответственность родителей за своих детей. Надо
сформировать сильную идеологию по воспитанию подрастающего поколения по
цепочке: семья – школа – вуз – трудовой коллектив – общество. Должна
быть мощная пропаганда нашей культуры, обычаев, традиции, моральных и
нравственных ценностей. Вот тогда не будет этой влаги, и сорняк
исчезнет.
– Хорошо, Бауржан Кенесбекович, что касается
гендерного равенства, точнее гендерной распущенности, мы более или менее
акценты расставили. А теперь давайте в продолжение темы поговорим
непосредственно о самих гендерах. В чем заключаются миссии мужчины и
женщины в этом мире? И какими они должны быть?
– Создав и
мужчину и женщину, Всевышний наделил их отличительными физиологическими
особенностями. У них разная природа. Поэтому мы и подразделяем их на
сильный и слабый пол. Если исходить из этого, то мужчина – это воин,
охотник, добытчик, покровитель и защитник семьи. Он отвечает за жену и
детей. Другими словами, в сферу его деятельности входит все то, что
требует силы, выносливости, мужества. Что касается женщины, то она в
соответствии со своим статусом должна быть хранительницей домашнего
очага. Ее миссия – заботиться о муже, воспитывать детей, готовить пищу,
поддерживать в доме чистоту и уют. Хотя в каких-то форс-мажорных
обстоятельствах они вполне могут заменять друг друга.
– То,
что вы говорите – это в идеале. Но в жизни все течет, все меняется.
Триста лет назад были одни особенности, гендерные характеристики,
сегодня – другие. Иными словами, с развитием цивилизации постепенно
стираются грани между мужчинами и женщинами. И это не есть хорошо. Вы
согласны с этим?
– Действительно, если взять последние
десятилетия, у нас идут процессы, вступающие в противоречие с нашими
вековыми устоями, традициями и обычаями. В мужчинах меньше становится
маскулинности, а в женщинах – фемининности. Конечно, здесь можно
сослаться на какие-то объективные законы: дескать, эволюционные
процессы. Но, на мой взгляд, дело в том, что у нас ослабевает иммунитет к
чуждым нам явлениям. Слишком податливыми мы становимся. Отсюда и та
самая гендерная мешанина.
– Да, это действительно так. Но вот
если говорить об этом самом иммунитете, то считаю, что его сила и
слабость зависят от семьи, от воспитания родителей, взрослых, от
атмосферы, в которой формировался человек с детства. Можете подтвердить
или опровергнуть этот месседж?
– Вы абсолютно правы.
Помните, в советское время говорили: «Семья – ячейка общества». Поэтому
тогда существовал уникальный институт семьи. И это неслучайно, ибо
именно здесь закладываются основы формирования личности. С каким багажом
человек вышел из семьи, с таким он и пройдет по жизни. Казахи же
неслучайно говорят: «Жақсыда, жаманы да отбасынан шығады». К примеру,
если я сегодня такой, то это в первую очередь благодаря моим родителям и
атмосфере, в которой вырос.
Отец у нас всю жизнь проработал
водителем грузовика. Был немногословным и очень строгих правил. Во всем
любил дисциплину и порядок. На дух не переносил легкомыслие,
безответственность, леность. Длинных лекций нам не читал, а
руководствовался принципом: «Сказано -сделано». Труд и учеба - на первом
месте. Бесполезное времяпрепровождение решительно пересекалось. И
обязанности между мужчинами и женщинами были четко распределены. Мама с
сестрами обеспечивали чистоту и уют в доме, делали все, чтобы мы
чувствовали себя комфортно. Словом, поддерживали домашний очаг. А мы,
братья, занимались чисто мужскими делами: пахали, сеяли, ухаживали за
скотом, заготавливали корма. Единственное, что у нас было общим – это
уход за огородом.
И нравы были довольно строгими. У сестер свое
воспитание, у нас – свое. С учетом тех самых гендерных особенностей.
Никто не мог выйти за грань дозволенного. Кстати, еще одна такая
интересная деталь. У нас не принято было говорить с родителями на
вольные темы, обсуждать очень личные вопросы. К примеру, когда решил
жениться, я не мог об этом сказать отцу напрямую. Сделал это через
родственниц. Словом, понятия стыд, совесть, честь, достоинство в нашей
семье были не пустыми словами. Все зиждилось на духовных ценностях
народа. Несмотря на то, что наше детство прошло в чисто русской среде,
все мы знаем и чтим казахскую культуру, язык, обычаи, традиции. И в моей
семье все это строго соблюдается. Суммируя сказанное, хочу подчеркнуть,
что этот самый иммунитет прививается в первую очередь в семье, еще в
детстве. Чем сильнее человек духом, тем этот иммунитет устойчивее.
–
К сожалению, далеко не во всех семьях сегодня воспитание такое, какое
было у вас в то время. И традиции утрачены. Мы уже говорили, что
институт семьи разрушили, а взамен ничего не придумали. Все пустили на
самотек. В результате – те самые гендерные вольности. В стремлении
конкурировать с мужчинами женщины все больше вторгаются в их сферы,
утрачивая свою фемининность. Они раскатывают на иномарках, занимаются
чисто мужскими видами спорта: боксом, тяжелой атлетикой и даже бьются в
октагонах, калеча себя, убивая все женское. То, что они курят, пьют,
тусуются на корпоративах, совершают греховные поступки – это тоже
следствие гендерных «шалостей». Хотелось бы узнать ваше отношение ко
всему этому.
– Это реальность, от которой никуда не денешься.
Действительно, идет процесс стирания граней между мужчинами и
женщинами. Честно скажу, мне не по себе становится, когда вижу
мускулистых женщин с коренастыми фигурами и грубыми голосами. И нежные
кокетничающие мужчины у меня не вызывают восторга. Больше того, все это
вселяет тревогу: куда нас приведет такая безнравственность? Увлечение
девушек чисто мужскими видами спорта тоже решительно осуждаю. Я много
общаюсь со спортсменами, стараюсь помогать наиболее талантливым из них.
Но когда вижу девушек, «рвущих» тяжелые штанги или бьющих друг другу
морды на ринге, просто ухожу подальше. Все это противоестественно. В
таких случаях у меня возникают вопросы: «Почему они на это идут? Чему
учили их родители? А где их отцы, братья, другие родственники? Почему
они позволяют им это делать?».
Но вместе с тем, считаю, что есть
вещи, пусть и на грани фола, дозволенные женщинам. Например, не вижу
ничего опредосудительного в том, что они ездят за рулем. Сейчас время
такое быстротечное, спрессованное, надо успевать делать многое. Разве
плохо, что женщина на машине возит детей в детский сад, в школу, делает
покупки, решает другие вопросы, ездит на работу…? Это ведь лучше, чем
она будет пользоваться такси, ездить с чужими мужчинами. И в том, что
женщины в бизнесе – тоже ничего крамольного нет. Даже в исламе это не
запрещается. Достаточно вспомнить жену пророка Мухаммада Хадиджу,
которая занималась торговлей и была богатым состоятельным человеком.
– Давайте еще раз о гендерной мешанине. Визуально, скажем на улице,
мужчину от женщины мы отличаем по внешним признакам, в том числе и
одежде. Но сегодня все они «экипированы» одинаково, что порой бывает
трудно разобраться, кто есть кто. Это как у Высоцкого: «Ты смотри,
какого пола твой сосед». Другими словами, по одежде все выглядят, как
мужики. Как вы к этому относитесь?
– Естественно, плохо.
Считаю, что в мужской одежде не должно быть элементов женской одежды, а в
женской – мужской. Но у нас, к сожалению, мало кто придерживается этого
правила. Все ходят в штанах или в шортах. В результате внешне женщины
стали похожими на мужчин. А это не есть хорошо. Кося под мужчин, они
утрачивают женственность, внешнюю привлекательность. Наверное, в том
числе и поэтому у нас сегодня мало браков и много разводов. А посему
хотел бы посоветовать всем брать пример с наших предков и вернуться к
своим истокам. Тогда мужчины действительно были брутальными и
соответственно одевались. Кстати, они никогда не танцевали, как это
делают сейчас. Вместо этого развивали в себе силу, выносливость отвагу:
состязались в кокпаре, конных скачках, перетягивании каната, борьбе,
учились боевым искусствам. Что касается женщин, то они занимались чисто
своими делами, не требующими грубой мужской силы. И одевались, как
положено, в скромные, красивые одежды: замужние носили платки, а после
рождения первого ребенка облачались в кимешек.
– Коли у нас
идет речь о морали и нравственности, не могу не задать и такой вопрос. У
нас сегодня на многих тоях царит сплошная аморальщина. При прямом
поощрении ведущих и под видом юмора полуобнаженные девушки и подвыпившие
мужчины демонстрируют какие-то «пещерные» танцы с пошлыми
телодвижениями…
– Я понял вопрос. К сожалению, и это тоже
есть показатель духовной деградации, отхода от наследия предков. Куда-то
исчезают такие понятия, как стыд, совесть, честь, достоинство. Все те,
кто таким образом тусуются в ресторанах, наверное, не задумываются над
позорностью своего положения. Это откровенное неуважение к вековым
обычаям и традициям народа. Это, можно сказать, даже вызов всем нам.
Если молодожены начинают совместную жизнь вот с такого урока
безнравственности, то, что будет дальше? И какой пример они подают
детям, которые массово смотрят эти ролики в соцсетях? И вообще, куда
смотрят родители этих ресторанных бесстыжих клоунов, их родственники,
умудренные жизненным опытом аксакалы? Есть над чем подумать.
–
Бауржан Кенесбекович, гляжу на часы, дело идет к ночи. Да и в камине
огонь уже затухает. Наверное, будем завершать нашу беседу. В связи с
этим последний вопрос: «Каким должен быть, на ваш взгляд, общий подход к
решению проблем, о которых мы выше говорили?».
– Думаю, принцип должен быть такой: «Не запрещать, не стращать, а
просвещать». Причем, надо это делать без агрессии, терпеливо,
настойчиво, аргументированно, на конкретных примерах. Должен работать
метод убеждения с тем, чтобы человек, руководствуясь разумом, осознанно
оставил все греховное и стал на путь истинный. При этом, конечно же,
главный акцент должен быть сделан на воспитании в семье. Именно там, с
молоком матери, следует прививать детям наши ценности, мораль и
нравственность. И тогда, думаю, заблудших будет не так много. Еще раз
подчеркну: надо сформировать мощную идеологию, основанную на наших
духовных ценностях. Тогда не будет лазеек для проникновения в нашу среду
всей этой грязи.
С Бауржаном Оспановым беседовал, а где-то и дискутировал Атсалим Идигов.