Октябрь моего детства. Очень скучаю по своим казахским братьям.
Детская память очень цепкая. Что схватит,не отпускает всю жизнь.Я родился пять лет спустя после депортации чеченцев, теперь уже в далеком для меня Казахстане. Мои родители,совсем еще юные(отцу 19,матери 16) поженились 1949 году, в маленьком казахском ауле,который,как и большинство населенных пунктов, назывался по большевистски - Октябрь. Аул был небольшой, всего три улочки. Большнствой жителей - спецпереселенцы, приимущественно чеченцы. В ауле было два кладбища. В одном хоронили мусульман,а в другом - немусульман. Моя семья жила на средней улице,которая неофициально называлась чеченской,так как там проживало большинство представителей этой национальности. И дорога на мусульманское кладбище проходила по нашей улице, по которой несли на руках хоронить мусульман: и чеченцев, и казахов. И каждый раз, когда шла похоронная процессия, женщины выходили на улицу и, провожая взглядом
покойника, плакали. Плакала, причитая вместе со всеми, и моя бабушка. Я был совсем мал, лет шесть или семь, наверное. Но уже умел различать и понимал,что казахи и чененцы разные народы. И однажды спросил у бабушки,почему она и все остальные чеченки плачут даже тогда,когда несут покойника казаха. То, что бабушка мне ответила, запомнил на всю жизнь: "Казахи тоже наши братья. Это наше общее горе”.
У меня был друг,которого я очень любил, дорожил им. Звали его Достемесов Айнабек. К сожалению, рано ушел из жизни. Пусть Аллах будет милостив к нему! Он рано потерял отца,был старшим из трех братьев. И, несмотря,что он все еще учился в школе,все заботы о матери и маленьких братьях легли на его плечи. Однажды, когда я пришел к нему домой, мать Айнабека налила нам чай. Чай у тети Майнур вседа был отменный, с молоком. И я даже не заметил,что на столе нет сахара. Айнабек, конечно, это уловил и попросил мать,чтобы поставила сахар. Тетя Майнур смущенно сказала,что сахара нет,так как не на что купить. Другу моему от этого стало неловко,но я замял эту тему,сказав,что не хочу портить вкус такого прекрасного чая, добавив в него сахар. На самом деле оно так и было. Казахский чай с молоком я любил пить без сахара. Но мне не давало покоя то,как мать и сын были смущены этим. Придя к себе домой, я зашел в кладовку, даже не спрашивая разрешения у матери, отсыпал в торбу ведро сахара,отнес и отдал тете Майнур.
Уже вечером в центре аула, возле магазинов я случайно встретился с Айнабеком. Сразу же заметил,что с ним что-то произошло. Он был весь подавленный,как в воду опущенный. На мой вопрос, что произошло, ответил: "Ты нас считаешь нищими?" На этот раз уже растерялся я, но смог ответить: "Айнабек! Неужели,если завтра я окажусь без сахара или хлеба,ты мне не принесешь его?" У него глаза налились слезами,прошептал еле слышно “прости” и мы, обнявшись, оба заплакали. Мы были братьями! И нам было по семнадцать. Затем, после школы, Айнабек устроился в Талды-Кургане налоговым агентом,стал зарабатывать и обеспечивать семью. И с первой же своей зарплаты купил мне спортивный костюм и пришел навестить меня в соседнее село, где я неподвижно лежал со сломанной ногой. А это 12 км. Пешком по бездорожью,в мартовскую распутицу. И это продолжалось ровно месяц. В каждое воскресенье в свой выходной он пешком добирался ко мне,чтобы увидеть меня. Вот такое братство было в наше время.
С тех пор уже прошло много лет. Люди изменились. Поменялись ценности. Нет той искренности в отношениях людей,которые были раньше. А ведь это самое "раньше" было не так уж и давно, чтобы настолько деградировали человеческие ценности. Сегодня слово "брат" употребляют намного чаще, чем в наши годы. Только это слово уже не имеет той ценности. Его чаще всего используют для связки слов. Двое молодых людей, став в позу друг перед другом, ругаются. И в то же время обращаясь друг к другу, используют слово "брат". Но знаю одно: братство казахов и чеченцев - это особое братство. И оно всегда будет стоять на порядок выше, чем между любыми двумя другими народами.
Но братские отношения у меня были не только с моим лучшим другом Айнабеком. Вокруг нашей семьи было много соседей. И почти все семьи были многодетными. Но все рекорды побили наши родители. Нас было десять душ. Иные дни вся наша улица бывала похожа на какое то детское учреждение. Особенно вечерами. Ближайшими нашими соседями были Байбалановы,Шенгельбаевы,Кондаковы, Балапановы и Шырбаевы. Я живу достаточно долго на этом свете. Но даже сегодня я удивляюсь отношениям которые поддерживали наши родители меж собой. Не хочется говорить банальностей, но и подобрать подходящие слова сложно. Не знаю ни одного другого народа,который был бы настолько комфортным в общении, как казахи. У Шенгельбаевых было больше сыновей, пятеро, и только две дочери. У Байбалановых - наоборот, были четыре дочери и три сына. Дочери были красавицы. Особенно Алтын. Много джигитов в ауле вздыхало по ней. А я был влюблен в младшенькую. Она очень хорошо пела и играла на домбре. У нее был талант к музыке и она сумела развить его настолько,что в последствии стала музыкантом и заслуженным дирижером РК. Вечерами собирались перед домом Байбалановых,слушали как поет и играет Меруерт. Хоть и не смело,но я тоже подыгривал ей на гитаре. Это звучание домбры в ночной тишине остались в моей памяти до сих пор. Домбру очень люблю.
"В полночь гаснут все огни в селе.
Но никак не спится мне.
Свет идущий из твоего окна,
Зовет,зовет меня к тебе.
И влекомый магией такой,
К тебе иду я,что бы быть с тобой.
И много счастья мне дарили песни те,
Что пела ты,играя на домбре."
А недавно,Меруерт,которая сейчас живет в Алматы,мне прислала вподарок очень красивую домбру. Теперь она висит над моей кроватью,у изголовья кавказца. С гордостью показываю ее своим гостям.
Моей первой учительницей была Роза Николаевна Березовская. Из польских переселенцев. Роза Николаевна вела нас до четвертого класса. Я благодарен судьбе,что я у нее не только учился,но и воспитывался. Потому что она была еще и очень хорошим воспитателем. И делала это искренне и добросовестно. В наших детских сердцах эта женщина оставила о себе добрую память и благодарность за ее благородный труд.
С учителями мне везло. Моей самой любимой учительницей была Екатерина Рустемовна Рахметова. Преподователь русского языка и литературы (9, 10 классы). Благодаря ей, я полюбил поэзию и искусство. Появилось желание развивать свой интелект и заниматься самообразованием. Она в соверешенстве знала свое дело и старалась нам тоже привить это бесценное качество, которое человеку необходимо на протяжении всей его жизни. Не знаю как с другими,но со мной у нее получилось. Очень бы хотелось знать,жива ли она сейчас, и как сложилась ее дальнейшая жизнь.
Был у меня еще один учитель. Но уже после школы,во взрослой жизни. Это Алексей Иванович Ким. Он тоже жил в нашем ауле и работал в школе учителем.. Был старше меня на 10 лет. Почему я заладил: “был,да был?” Он и сейчас есть. Дай Бог ему здоровья и многих лет жизни! Живет в Павлодаре. Недавно восьмидесятилетний юбилей справил. Этот человек тоже занимает особое место в моей жизни. Хотя сам он об этом и не знает. Все,чему я научился в этой жизни,занимаясь прикладным искусством,это благодаря Алексею Ивановичу. Этот человек был,как его в народе называли,мастером на все руки. Легче было перечислить то,что он не умеет. Кроме того - художник и музыкант. Он так меня зажег,что я во всем старался не отставать от него, расширяя свои творческие способности. Сейчас мы живем очень далеко друг от друга. Но даже тогда, когда прекратилось общение между нами,после каждой выполненной мною работы мысленно спрашивал себя: а какую бы дал оценку моей работе Алексей Иванович. Превзойти я его, конечно, не превзошел. Но на пятки ему все время наступал.
Октябрь. Бостоган. Муканчи. Это очень родные для меня места. Хотя и назывались по разному, по сути, это было одно большое село. Сегодня оно называется Жарлыозек. Здесь прошло мое босоногое детство, здесь я закончил школу. И жил до 32 лет. Хорошо помню всех тех, с кем рос и дружил. Это Бакыт, Капу, Койшибай, Толик, Абдул, Айтжан, Нескен, Абай, Марат, Досан, Сеитнур, Харон, Жексен, Даукен и многие другие. Все они занимают особое место в моей жизни. Это наша общая судьба и ее нельзя вычеркнуть из жизни.