Доктрина есть, осталось только реализовать
В конце марта в печатных СМИ была опубликована информационная доктрина Республики Казахстан. По сути, это стратегическая программа по формированию информационной политики с учетом нынешних реалий, обеспечения устойчивого функционирования и безопасности единого информационного пространства страны. Иными словами, основные направления доктрины предусматривают формирование открытого информационного пространства, востребованных и сильных медиаресурсов, обеспечение гарантированных конституцией свободы слова, прав граждан получать и распространять любую информацию в пределах законов.
Доктрина – это своеобразный маяк, указывающий путь, куда и как двигаться, ориентируясь в многочисленных лабиринтах медиапространства. При этом четко обозначены главные приоритеты. Это – отказ от излишней регламентации отношений в сфере СМИ, усиление гарантии их независимости и выражения мнений. Это, что очень важно в условиях нынешних реалий, - формирование целостной системы общенациональных ценностей и политико-социального мировоззрения. Это – обеспечение баланса интересов общества и государства, создание равных условий для реализации своих прав всеми субъектами медийного процесса. И, конечно же, ключевым направлением является обеспечение информационной безопасности страны и ее граждан, своевременное реагирование на информационные вызовы и риски. Это тем более важно, когда через Интернет и другие каналы наша страна постоянно подвергается информационным атакам, идет процесс навязывания нам чуждых ценностей.
Говоря о доктрине, следует еще сказать и о факторах, ставших определяющими в ее принятии. Во-первых, уже нельзя было игнорировать новые реалии, меняющиеся обстоятельства в условиях бурного развития средств коммуникации и постоянно возникающие угрозы информационной безопасности. В первую очередь, конечно же, имеется в виду Интернет и социальные сети, несущие непрерывный поток информации, в том числе и негативной. Сегодня уже ни для кого не секрет, что Интернет – это не только благо, но и зло, зомбирующий людей, подрывающий психологию, «убивающий» в них мыслительную способность. В последнее время появилось даже такое понятие, как «цифровой аутизм». В такой непростой ситуации, само собой, возникла необходимость переосмысления подходов в проведении государственной информационной политики. И главное здесь – защита населения от «грязной» инфоормации, минимизация ее негативного воздействия на умы людей.
Во-вторых, сегодня в мире крайне неспокойно. Обостряются процессы в сфере геополитики. Она постепенно входит в зону турбулентности. Между супердержавами усиливается борьба за сферы влияния. Многие территории и их народы подвергаются экономической, культурной и даже военной экспансии. Пример - война в Украине. Растет настороженность и недоверие между государствами. Все это, естественно, заставляет по-новому смотреть на вопросы качества информации и информационного взаимодействия. Все более актуальными становятся вопросы распространения достоверной информации, противодействия фейковой и манипулятивной. И здесь, в том числе, имеются в виду такие понятия, как «пропаганда» и «контрпропаганда», чтобы на системной основе давать решительный отпор всем информационным атакам, агрессивным выпадам против нашей страны. По сути, должна быть выстроена мощная идеология, как щит от внешних информационных угроз и диверсий. Все эти и другие меры, надо полагать, будут предусмотрены в плане действии по реализации доктрины.
Самый объемный раздел программы посвящен анализу текущей ситуации. Это и понятно, ведь, говоря языком медиков, чтобы назначить правильное лечение болезни, надо установить точный диагноз. В разделе история независимых СМИ Казахстана делится условно на три стадии. Первая – с 1990 по 2000 годы. Она характеризуется как время активного становления отечественной телевизионной и печатной индустрии. В качестве характерной ососбенности этого периода можно отметить политику государства, направленную на поддержку отечественных СМИ и относительного соблюдения принципа равноудаленности от субъектов медиаотрасли. Другими словами, власть создавала более или менее нормальные условия для телевидения и печатных издании, особо не вторгаясь в сферу их деятельности.
Вторая стадия охватывает временный отрезок с 2000 по 2010 годы. Это был период, когда СМИ получили определенное развитие и в медиа- пространстве появились крупные игроки. В этих условиях, как отмечается в доктрине, информационная политика была направлена на регламентацию и усиление методов регулирования медийной отрасли. Это означает, что государство несколько усилило контроль за деятельностью журналистского сообщества с тем, чтобы удерживать его в правовом поле, а заодно и сделать более лояльным к себе.
Что касается третьей стадии (с 2010 года и по настоящее время), то она совпала с периодом трансформации медиапространства. С появлением Интернета и социальных сетей, бурным развитием других средств коммуникаций поменялась культура медиапотребления. Постепенное стирание границ информационной среды расширило спектр факторов, влияющих на массовое сознание. А вместе с этим выросла опасность распространения в медийной сфере провокационного и дискредитирующего контента. Это собственно то, что мы сегодня наблюдаем в социальных сетях. Перед лицом таких информационных угроз, конечно же, необходимо было наметить комплекс мер по защите информационной среды от внешнего деструктивного воздействия и дезинформации, а также от контента, пропагандирующего агрессию, жестокость и насилие. Принятие информационной доктрины было продиктовано в том числе и этим обстоятельством.
И в самом деле, первый этап действительно можно считать периодом становления и развития СМИ. На волне независимости и демократии появились новые газеты и телеканалы. Вполне осязаемыми стали такие понятия, как «свобода слова» и «плюрализм мнений». Правдивое освещение жизни, критика недостатков и упущений, оппонирование власти – все это стало обыденным. В первую очередь этим отличались телеканал КТК, газеты «Республика», «Свобода слова», «Караван», «Централ Азия Монитор», «Дат», «Время». Появилась целая плеяда сильных журналистов и медиаменеджеров. Навскидку можно назвать такие фамилии, как Вадим Борейко, Олег Никанов, Александр Козлов, Марат Асипов, Амантай Дандыбаев, братья Караковы, Геннадий Бендицкий, Сейтказы Матаев, Бигельды Габдулин. В основном это были люди, успевшие «повариться» еще в советской журналистской кухне. И они в полной мере сумели реализовать свои знания и опыт уже в годы независимости.
Но, как говорится, все течет, все меняется. В силу некоторых объективных и субъективных факторов за подъемом казахстанской журналистики последовал спад. Этот процесс наметился где-то после нулевых. Власть, видимо, решив, что слишком хорошо – тоже нехорошо, начала «приручать» СМИ, контролировать их, загонять в определенные рамки, используя административный ресурс, оказывая давление. Меньше стало демократии, самостоятельности. Куда-то девались свобода слова и плюрализм. Начались даже гонения на журналистов. Достаточно вспомнить два последних эпизода, когда года четыре назад уголовным преследованиям подверглись известные журналисты Сейтказы Матаев, его сын Асет и Бигельды Габдуллин. По надуманным обвинениям их даже заключили под стражу, но в конечном счете оправдали и отпустили на свободу.
В результате такой политики некогда сильный журналистский корпус оказался изрядно «потрепанным»: многие профессионалы покинули страну, а оставшиеся ушли в тень. Что касается непосредственно СМИ, то в результате «зачистки» медийного поля, закрылись газеты «Свобода слова», «Республика», «Централ Азия Монитор», «Экспресс К», «Караван» и другие. А телеканал КТК и газета «Время» утеряли былую боевитость и привлекательность. Вот таков неутешительный диагноз нынешнего состояния медиасферы. Поэтому информационная доктрина должна быть нацелена на то, чтобы наши СМИ вышли хотя бы на прежний уровень.
И еще одна довольно серьезная проблема, которую придется решать. В том же разделе доктрины очень мало внимания уделено печатным СМИ (газетам). А между тем именно они находятся в весьма плачевном состоянии. Из-за лишней «опеки» со стороны государства и отсутствия должной поддержки в информационном поле остались в основном только провластные газеты. Поскольку все они «кормятся» из госбюджета, то повсеместно действует принцип: «Кто платит, тот заказывает музыку».
Поэтому они весьма однобоко освещают реальную жизнь, гонят сплошной серый «информационный вал», обходя проблемы, недостатки, негативные явления. По этой причине газеты катастрофически теряют читателей, которые к тому же предпочитают Интернет и социальные сети. Как результат всего этого, в разы упали тиражи. Областные издания опустились до уровня районных, а о районных и говорить не приходится. И что мы имеем после всего этого? А то, что государство тратит миллиарды на госзаказы, а отдачи нет, поскольку газет народ не читает. А стало быть, информированность людей почти на нулевой отметке. Есть над чем подумать.
Но как бы там ни было, самое главное, что у нас теперь есть долгожданная информационная доктрина. В ней, с учетом реального положения дел в медийной сфере, четко сформулиированы основные положения: цели и принципы, видение подходы развития информационного пространства, совершенствование информационной политики, повышение конкурентоспособности и качества информационного контента, ценностное наполнение информационного пространства. И, как сказано в заключительной части, доктрина позволит усовершенствовать государственный механизм противодействия дезинформации, создать эффективную систему коммуникации между всеми участниками информационного процесса.
Теперь многое будет зависеть от того, будет ли в полной мере реализована доктрина, хватит ли нам умения и воли довести начатое дело до логического конца. Или, как не раз бывало, создадим видимость бурной деятельности и остановимся на полпути. Время покажет.