Наш долг – беречь духовные ценности

Наш долг – беречь духовные ценности

     У нашего общества есть своя отличительная особенность. Заключается она в его полиэтничности. Другими словами, Казахстан – многонациональная страна. А это значит, что представители всех этносов должны сохранять свои национальные коды, идентичности, но в то же время быть и носителями духовных ценностей Великой степи. И в этом будет заключаться наша уникальность. В известном смысле национальные ценности – это приоритетные, главные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных и других сферах жизни конкретного социума. Можно сказать и по-другому: базовые национальные ценности – это совокупность духовных идеалов, присущих определенной этнической общности. Они и определяют особенности народа, его историческое своеобразие.   

                                                                                        Уникальность – в разнообразии
     Говоря о национальных ценностях, мы, наверное, в первую очередь, должны иметь в виду духовно-нравственный аспект. Не зря ведь говорят, что национальные ценности - сердцевина духовной жизни. А раз так, то в их основе лежат такие моральные категории, как свободолюбие, гордость, честь, достоинство, сплоченность, гостеприимство, уважение к старшим. К этому же ряду можно причислить и культуру, язык, обычаи, традиции, ритуалы, образ жизни и т.д. Из них, собственно, и формируется ментальность того или иного народа.
     У разных народов много общего, то, что их сближает. Дело в том, что есть общечеловеческие ценности, присущие всем. Это то, чем Всевышний через разум, веру и совесть наделил людей: доброта, сострадание, милосердие, стыд, совесть, готовность прийти на помощь, стремление придерживаться моральных и нравственных норм и т.д. Другое дело, что эти качества могут проявляться у этносов по-разному: у одних - сильнее, у других - слабее.
     Но вместе с тем есть немало и отличительных особенностей, которые, собственно, и делают этнос этносом - неповторимым и уникальным. К примеру, национальные ценности народов, представители которых живут в Казахстане, формировались на протяжении веков. А на их содержательную часть оказывал влияние ряд факторов, в том числе и своеобразие социально-исторического развития, среда обитания, образ жизни, уровень цивилизованности и многое другое.
     Если взять народы Северного Кавказа, то они практически до середины прошлого века жили в условиях суровых гор, на выживание. Каждый прожитый день был сродни подвигу. Да к тому же постоянно приходилось воевать с врагами, пытающимися прибрать их земли. Отсюда и особая, неповторимая ментальность: воинственность, готовность умереть за свободу, строгие законы и обычаи, порой граничащие с жесткостью. Не случайно в свое время Михаил Лермонтов писал: «И дики тех ущелей племена, им бог - свобода, их закон - война, там поразить врага не преступленье, верна там дружба, но вернее мщенье…». Хотя с тех пор много воды утекло, и многое изменилось в сознании горцев, но зов предков ведь остался.
     Если говорить о казахском народе, то предки нынешних казахов были отважными и свободолюбивыми обитателями Великой степи. На протяжении веков они копытами своих коней сотрясали огромные пространства от Китая до Египта. У них была своя, особая среда обитания, в которой они свободно передвигались, ведя кочевой образ жизни. И никому не было дозволено вторгаться в него. Именно поэтому они давали решительный отпор чужеземцам-захватчикам. Известно, что самое тяжкое испытание на долю казахов выпало в XVIII веке, когда на их земли вторглись жестокие и, казалось бы, непобедимые джунгары. Это был момент истины, когда речь шла о жизни и смерти. Не случайно тот период в народе назвали: «Ақтабан шұбырынды, Алқакөл сұлама». Но и тогда казахские воины, проявляя чудеса отваги и героизма, сумели переломить ситуацию и в конце концов изгнать врагов со своих земель.
     В многовековой истории казахов были разные периоды: кровопролитные воины сменялись миром и спокойствием. Под воздействием этих факторов и формировались их национальные ценности. Сегодня - это мирные, толерантные, доброжелательные, гостеприимные люди. Но в то же время в минуты опасности, угрозы в них просыпается бунтарский дух предков, как это не раз бывало в истории.
     Для этого степного народа всегда было характерно стремление жить в мире и согласии не только с другими племенами, но и с окружающей средой. Не случайно для них одним из символов является круг. Он напоминает о бесконечности и величии Вселенной, необходимости находиться в состоянии гармонии с пространством обитания. А это предполагает наличие самых добрых человеческих качеств. Применительно к казахам их можно перечислять долго, но я хочу сказать словами одного депортированного мудреца-чеченца, которые довелось услышать еще в детстве: «Считаю, что казахскому народу уготована прямая дорога в рай. Говорю так, потому что у него есть три вещи, о которых сказано в Коране: великая многострадальность, великая терпеливость и великая хлебосольность». Эти три основополагающих принципа и лежат в основе национальных ценностей этого уникального степного этноса.

                                                           Наша миссия – сохранить национальные идентичности
     Сегодня, в век глобализации, интеграционных процессов и бурного развития средств коммуникации, сумеем ли мы сохранить духовное наследие предков? Общеизвестно, что в этом мире все течет, все меняется. Поэтому и ценности каждого этноса тоже неизбежно претерпевают трансформацию. Как говорится, таков закон эволюции. Что-то предается забвению, что-то сохраняется. К примеру, у казахов раньше были такие ритуалы, как «Тілашар», «Бастаңғы», «Аузына түкірту», «Ат тергеу», «Шаш өру», «Иткөйлек», «Шүлен тарату» и другие. Но они уже давно забыты. Кстати, у казахов в свое время действовал даже принцип «око за око», аналог кровной мести. Он был заложен в свод законов «Жеті жарғы» при хане Тауке. Со временем и этот обычай канул в лету. А вот у тех же горских народов до сих пор сохранились и кровная месть, и «убийства чести». А чеченцы, к примеру, до сих пор соблюдают неприемлемый для многих других обычай, когда жених не присутствует на собственной свадьбе.
     В целом же считаю, что нашим этносам, удалось, пронеся через века, сберечь свои основополагающие ценности: культуру, языки, обычаи, традиции, ритуалы. Благодаря этому и сохраняются наши национальные коды, национальные идентичности. Например, казахский народ по-праву может гордиться своим уникальным духовным наследием. Есть такое ключевое казахское слово «қазақи». Оно вбирает в себя все то, что казаха делает казахом: сознание, мышление, менталитет, моральные устои, образ жизни, восприятие окружающей действительности, язык, обычаи, традиции и т.д. Таких позиции можно перечислить пятьдесят и больше. Все это есть. Главное - не дать никому «взломать» этот национальный код. А такая опасность, к сожалению, существует.
     Дело в том, что в век глобализации, когда все мы тесно интегрированы в мировое пространство, существует реальная угроза нашему духовному наследию. Речь идет о крайне негативном воздействии на наше сознание чуждых ценностей, навязываемых извне. Особенно опасен в этом смысле Интернет. Часами «блуждая» в социальных сетях, молодежь, как губка, впитывает массу «грязной» информации. Жестокость, насилие, разврат - все идет оттуда. В результате такого «промывания мозгов» у детей, в частности, постепенно притупляются такие святые чувства, как стыд, совесть, честь, достоинство, доброта. Последствия всего этого мы видим в повседневной жизни.
     К тому же, находясь постоянно в Интернете, молодые постепенно отрываются от реальной действительности, затрудняются объективно оценивать происходящее вокруг. Поглощая массу информации и не успевая ее «переваривать», теряют мыслительную способность. А возрастающий дефицит живого общения, игнорирование художественной литературы ведет к безграмотности и утере языковых навыков. Все это - прямой путь к духовной деградации, отрыву от исконных корней. Прискорбно, но у нас сегодня подрастает целое поколение детей, которые, общаясь в социальных сетях методами «тык», «мык», «пык», абсолютно безграмотно говорят будь то на казахском или на русском языках. А мы хорошо знаем, что утеря родного языка - это утеря всех составляющих этнической идентичности, в том числе и духовно-нравственных ценностей.
                                                                       Опасность гендерных вольностей
     Затрону еще одну очень болезненную тему. Да, мы сильные. И эта наша сила - в духовности. Но при этом у нас есть и одна очень слабая сторона. Я имею в виду наши наивность, доверчивость и податливость. К примеру, в свое время Америка через ООН навязала нам принцип гендерного равенства. А мы взяли да и безропотно «проглотили» его. Хотя в Великой степи на протяжении веков была сформирована своя уникальная гендерная политика, в которой женщина всегда занимала достойное место. И основана эта политика была на принципах высокой духовности, морали и нравственности. Повелись на это, хотя общеизвестно, что гендерного равенства не может быть априори в силу разных физиологических особенностей полов и разных миссий, возложенных на них самой природой.
     И что мы в результате имеем? А то, что женщины в своем стремлении догнать и перегнать мужчин лихо разъезжают на машинах, забросив домашние очаги. При этом многие умудряются одновременно рулить, курить и разговаривать по мобильникам. Боксерши «квасят» друг другу физиономии в квадрате ринга. Накачанные атлетки тягают тяжеленные штанги. А разъяренные грепплингистки в октагоне беспощадно бьют друг друга, «убивая» все женское. И как следствие всего этого, мы все чаще видим вместо красивых, стройных, нежных, грациозных дам мужеподобных теток с коренастыми походками и грубыми голосами. А еще - женоподобных мужчин.
     Но и это только цветочки. Так называемое гендерное равенство привнесло в нашу жизнь такое, что лет 40 назад нам не могло присниться даже в самом страшном сне. Речь идет о людях с нетрадиционной ориентацией, а по сути, об извращенцах, которые бросают вызов нашему обществу. Есть такая аббревиатура - ЛГБТ. Не хочется даже расшифровывать ее, чтобы не произносить этих мерзких слов. Думаю, и без этого понятно, о ком идет речь. Самое тревожное - это то, что мы молча наблюдаем за всем этим. Делаем вид, что ничего не происходит. Поэтому я не удивлюсь, если завтра у нас появятся сообщества геев, свингер-клубы и даже однополые браки. А все это приведет к тому, что девушки не будут знать за кого выйти замуж, а парни - на ком жениться. Финал такого нравственного разложения, всеобщей ЛГБТизации - бездуховность, утеря всех моральных ценностей, обычаев, традиций, национальной идентичности. И все мы превратимся в серую массу без рода и племени.
                                                                               Беречь свое, отвергая чуждое
     Под воздействием многих факторов наши дети, подростки, да и молодые тоже, постепенно отдаляются от своих духовно-нравственных ценностей, плохо, а то и вовсе не знают своих языков, обычаев, традиций, культуру. Далеко не в лучшую сторону меняется их ментальность, психика. В результате у них атрофируются такие извечные моральные ценности, как интеллект, внутренняя культура, стыдливость, совесть, уважение к старшим, доброта, милосердие, сострадание. На смену им приходят эгоизм, невежество, равнодушие, сквернословие, жестокость, психическая неуравновешенность и т.д. Я далек от мысли, что у нас вся молодежь такая. Напротив, очень много высококультурных, талантливых, образованных, воспитанных молодых людей, которыми мы по праву можем гордиться. Но на этом фоне были и есть серьезные проблемы, которые надо решать.
     Конечно, в этой ситуации можно все взваливать на объективные факторы, на негативное внешнее воздействие, на тот же Интернет. Все это, безусловно, имеет место быть. Но, по-моему глубокому убеждению, в первую очередь, во всем этом виноваты родители и мы, взрослые, общество в целом. Дети ведь не рождаются хорошими или плохими. Таковыми их делаем мы. Все зависит от воспитания. А здесь у нас целый клубок проблем. Под предлогом занятости на работе, отсутствия времени родители пустили этот процесс на самотек. Поэтому воспитанием наших детей занимается кто угодно: Интернет, телевидение, улица, миссионеры всех мастей, криминальные и радикальные сообщества и другие. А мы пожинаем горькие плоды собственной беспечности.
     Что делать? В первую очередь, надо возрождать институт семьи. Законодательно ввести ответственность родителей за воспитание детей, вплоть до наказания. Следует всегда помнить, что основы формирования личности закладываются именно в семье: начиная с колыбельных песен и первых шагов ребенка. Именно с этого возраста необходимо начать прививать высокие морально-нравственные ценности, любовь к Родине, уважение к старшим и т.д. И еще. В противовес всем сегодняшним вызовам, негативным процессам, навязываемым нам извне чуждым ценностям, необходимо выстроить мощную идеологию воспитания, формирования личности по цепочке: семья - школа - вуз - трудовой коллектив - общество. И эта идеология должна быть основана на наших духовно-нравственных ценностях, на наших обычаях и традициях. И вакуумов здесь быть не должно, ибо всегда найдутся те, кто будет стремиться заполнить их своими догмами.
     Общеизвестно, что в широком смысле воспитание - это хорошо организованное, системное, целенаправленное воздействие на воспитуемого с целью привить ему заданные качества. Само собой разумеется, что наша концепция воспитания направлена на формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной, всесторонне развитой личности. Ну, а в основе воспитания лежат такие принципы, как гуманизм, духовность, демократизм, патриотизм, конкурентоспособность, толерантность и т.д. Учитывая нашу казахстанскую специфику и полиэтничность нашего общества, особенно важны принципы толерантности, миролюбия, альтруизма, гуманности, единой идентичности и билингвизма. Понимание важности этого и позволяет нам, представителям разных этносов, жить в мире и согласии.
                                                                   Сила консолидирующего фактора
     У нас многонациональное общество. Следовательно, должен быть главный объединяющий и консолидирующий фактор. Все годы независимости на нашей земле сохраняются мир, спокойствие и согласие. Во многом благодаря взвешенной национальной политике. Для всех этносов созданы отличные условия для того, чтобы они могли развивать свои языки, обычаи, традиции, сохранять культурные ценности. У нас давно и довольно эффективно действует уникальная модель межэтнической и межконфессиональной толерантности. Благодаря именно миру и согласию в обществе Казахстану удалось добиться определенных успехов во всех сферах жизни и занять свое достойное место в мировом сообществе.
     Но при этом надо всегда помнить, что здесь нельзя довольствоваться уже достигнутым, пожинать лавры. Национальная политика и межэтнические отношения - это очень тонкая и деликатная сфера. Здесь не может быть перерывов или кампанейщины. Должна идти непрерывная работа, направленная на поиск новых форм и методов укрепления согласия, сплочения общества.
     В связи с этим, хотел бы поделиться одной своей мыслью. У нас, опять же в силу полиэтничности, много идентичностей. К примеру, основные из них - этнические, религиозные, языковые и другие. Но нам сегодня на этом фоне нужна единая, общая для всех, цементирующая, сплачивающая идентичность. И таковой, на мой взгляд, может стать духовная идентичность. А чтобы ее сформировать, представителям всех этносов следует максимально адаптироваться в казахскую среду, понять, принять все казахское, как свое родное и близкое. А это значит, что все мы, наравне со своими национальными ценностями, должны знать язык, обычаи, традиции, образ жизни, менталитет, душу народа, если хотите. Вот это и будет тем фактором, той силой, которая будет нас еще больше объединять, делать родное и ближе.