Нас породнила общая судьба В Казахстане в мире и согласии живут представители около 130 национальностей
Лет пять назад, гуляя в Грозном по проспекту Назарбаева, я остановился у одного из домов. Мое внимание привлекла памятная доска. На ней было написано: «Здесь жил народный артист Чеченской Республиrи Валид Дагаев». Конечно же, я вспомнил свою единственную встречу с этим замечательным человеком с необычной судьбой. В 1944 году, когда депортировали чеченцев, ему было всего четыре годика. А в 1957 году, когда родители вернулись на Кавказ, он был уже семнадцатилетним юношей. Так вот интересная деталь: в Казахстане он жил на родине Великого Жамбыла. А вернувшись в Грозный, жил на улице первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.
За тринадцать лет жизни в ссылке сумел до тонкостей постичь казахский язык. Когда в 1991 году на праздновании 300-летия Кабанбай батыра в урочище Уйгентас (в нем принимала участие делегация из Чеченской республики) Валид Дагаев выступил с великолепной речью, помню, один мой знакомый ученый–лингвист воскликнул: «Даже среди казахов немного так виртуозно владеющих языком!». Так вот, он не только выучил казахский, но и даже, живя там, на Кавказе, за три тысячи километров, не имея среды, сумел сохранить его до конца своей жизни. Исполнял казахские песни на дечиг пондуре (аналог домбры). А коронной была шуточная песня «Он алты қыз».
Во время той встречи мы долго беседовали с Валидом в уютном номере гостиницы «Талдыкорган». Говорили о многом, но в основном речь шла о Казахстане. Не все сохранилось в памяти, но очень хорошо запомнил такие слова: «Казахи – удивительные люди: простые, открытые, доброжелательные, очень приветливые и гостеприимные. Среди них чувствуешь себя спокойно и комфортно. Наверное, в силу этих качеств народа на этой земле мирно уживаются представители многих национальностей. В годы депортации, я тогда был школьником, эта земля приютила нас всех, а казахи поддержали, как могли. Тяжелые испытания сблизили, породнили разных людей. Ныне живущие помнят об этом, хранят традиции отцов, стремятся к миру и согласию».
Очень правильные слова сказал тогда незабвенный Валид Дагаев. Действительно, вот уже 32 независимых лет на священной казахской земле, как одна большая дружная семья, живут представители почти 130 этносов. А основу этой дружбы, этого братства заложили наши предки. Они на разных этапах общей истории вместе пережили все тяготы и лишения, выдержали тяжелейшие испытания. Говоря так, конечно же, в первую очередь имею в виду период с конца 30-х и до середины 40-х годов, когда в Казахстан сперва были депортированы корейцы, а затем немцы, чеченцы, ингуши, балкарцы, турки, курды, греки – всего представители около 50 народов численностью почти два миллиона человек.
Общая среда обитания, совместная жизнь на протяжении десятилетий сблизили людей разных национальностей, сплотили их в единый народ Казахстана. Несмотря на разность, в смысле этнической принадлежности, у них сегодня много общего, сближающего. При этом, в первую очередь, имею в виду общечеловеческие ценности: доброту, сострадание, милосердие, гостеприимство, уважение друг к другу, доброжелательность, стремление придерживаться моральных и нравственных ценностей. Другое дело, что все это у различных этносов проявляется по-разному, впрочем, как и у отдельных индивидов. И это вполне естественно.
Консолидации общества способствует и процесс, в котором присутствуют элементы мягкой ассимиляции. Здесь подразумевается не потеря, скажем, теми же этносами своих отличительных черт или особенностей. Имеются в виду взаимообогащение культур, «притирка» этносов друг к другу, заимствование у того же казахского народа каких-то достоинств, черт, характерных особенностей, духовных ценностей и т.д. К примеру, в период депортации, когда преступный сталинский режим бросил в один «котел» целые народы, это были люди с сильно разнящимися психологией, мышлением, ментальностью, обычаями, традициями. Сейчас же такого контраста уже нет. Больше того, можно даже говорить о сформировавшейся со временем общей для всех казахстанцев ментальности. То есть мы, независимо от национальности, во многом стали схожими.
И процесс такого сближения продолжается. Что я имею в виду? Попытаюсь объяснить. В силу полиэтничности общества у нас много идентичностей. И это нормально. Основными из них, к примеру, являются этнические, языковые и религиозные. Но на этом фоне в последние годы наметились признаки формирования общих для всех нас идентичностей.
Одна из них - языковая. Государственный казахский язык постепенно развивается, расширяется сфера его употребления. Все больше становится его носителей, в том числе и среди представителей различных этносов. Идет естественный процесс, который приведет к тому, что языком межнационального общения в стране станет казахский. И тогда необходимость той самой спорной седьмой статьи Конституции отпадет сама собой. И тогда мы станем еще роднее, еще ближе, лучше будем понимать друг друга. А это то, к чему мы всегда стремимся.
Однако главной для всех нас, казахстанцев, цементирующей и объединяющей силой, все же, на мой взгляд, должна стать духовная идентичность. Процесс ее формирования идет давно. А для того, чтобы его завершить, представителям всех этносов необходимо изменить мышление, сознание, максимально адаптироваться в казахской среде, понять и принять все казахское, как свое родное и близкое. А это значит, что все мы должны знать тот же язык, культуру, обычаи, традиции, образ жизни, менталитет, душу народа, если хотите. Речь, конечно же, не идет о том, что надо раствориться, растерять этнические особенности. Напротив, надо сохранять национальные коды, но в то же время быть и носителями духовных ценностей Великой степи. Вот тогда мы будем по-настоящему консолидированной нацией.
С учетом особой миссии, которая лежит на казахском народе, мы, представители этносов, должны знать не только его культуру, но и историю, прошлое и настоящее. О том, что потомки нынешних казахов были отважными и свободолюбивыми обитателями обширных территорий. На протяжении веков они копытами своих коней сотрясали огромные пространства от Китая до Египта. У них была своя, особая среда обитания, в которой свободно передвигались, ведя кочевой образ жизни. И никому не было дозволено вторгаться в него. А если и находились такие, давали решительный отпор чужеземцам-захватчикам. Известно, что самые тяжкие испытания на долю казахов выпали в XVII веке, когда на их земли вторглись жестокие жунгары. Это был момент истины, когда речь шла о жизни и смерти. Не случайно тот период в народе назвали: «Ақтабан шүбырынды, алқақөл сүлама». Но и тогда казахские воины, проявляя чудеса героизма и отваги, сумели переломить ситуацию и в конце концов изгнать врагов со своих земель.
В многовековой истории казахов были разные периоды: кровопролитные воины сменялись миром и спокойствием. Под воздействием этих и других факторов и формировались их национальные ценности. Сегодня – это толерантные, доброжелательные, гостеприимные люди. Для степного народа всегда было характерным стремлением жить в мире и согласии не только с другими племенами, но и с окружающей средой. Не случайно для него одним из символов является круг. Он напоминает о бесконечности и величии Вселенной, о необходимости постоянно находиться в состоянии гармонии с окружающей средой, пространством обитания.
А это предполагает наличие самых добрых, позитивных человеческих качеств. Применительно к казахам их можно перечислять долго, но я хочу сказать коротко, словами одного депортированного чеченца–аксакала, известного муллы Ахьяда, которые довелось услышать еще в детстве: «Считаю, что казахскому народу уготована прямая дорога в рай. Говорю так, потому что у него есть три вещи, о которых сказано в Коране: великая многострадальность, великая терпеливость и великая хлебосольность». Истину сказал мудрец. Именно эти три основополагающих принципа и лежат в основе духовных ценностей этого уникального этноса.
Кстати, во многом благодаря этим самым принципам удалось избежать более тяжелых последствий в период депортации в Казахстан других народов. Это было для казахов довольно непростое время. На стыке 30-х и 40-х годов они еще не успели оправиться от страшного голода начала 30-х годов. К тому же шла Отечественная война. Сами жили, как говорится, впроголодь. Повсюду – нищета. А тут еще насильно привозят целые народы. С клеймом бандитов, преступников и предателей. И всех, вместе с казахами, бросают в один «котел». Абсолютно разных по психологии и ментальности. Расчет кровавого сталинского режима был прост: местные проявят агрессию к чужакам, сработает принцип, когда сильный уничтожает слабого. Но Иосиф Джугашвили и иже с ним просчитались, решив, что и народы, подобно им, живут по волчьим законам.
В сей критический момент казахский народ проявил те самые замечательные свои качества. Они не только не оттолкнули ссыльных, а, напротив, приняли, продемонстрировали свое стремление жить со всеми в согласии. Как написал в одном из своих стихотворений известный чеченский поэт Умар Ярычев (кстати, его поэтический дар формировался у нас в Казахстане): «Земля казахская, земля священная, ты в самый горький час делила с нами и хлеб, и материнское тепло».
Братские чувства по отношению друг к другу, любовь и привязанность к благословенной земле у нас, у казахстанцев, не есть что-то временное или ситуативное, а это, можно сказать, субстанция, состояние души. И их не в состоянии притупить ни время, ни расстояния. Тому немало подтверждении. Казахстанские немцы, живущие в Германии, на наурыз ставят юрты, готовят казахские национальные блюда, поют песни. В далекой Корее изучают казахский язык, культуру, обычаи и традиции. И в Венгрии тоже питают особые симпатии к Великой степи. Здесь по-особому чтут духовные ценности кочевников. А вот на Кавказе для чеченцев Казахстан после родного Отечества - самая близкая страна. Когда приезжаю на Родину предков, я не чувствую, что уехал за три тысячи километров от Казахстана. Здесь много родившихся у нас. Часто можно слышать казахскую речь, мелодии домбры. А воспоминания о казахах – бесконечны. Попадаешь в такую атмосферу, когда почти осязаемо чувствуешь, насколько сильны узы братства между двумя народами.
Для чеченцев, что вполне естественно, каждое прикосновение, каждая встреча с казахами – это праздник, возможность продемонстрировать самые добрые чувства. Вот только один пример. В прошлом году на Кавказе десятки «фур» из Казахстана застряли на одном из участков военно-грузинской дороги, из-за неблагоприятных погодных условии. Узнав об этом, чеченцы и ингуши из близлежащих сел незамедлительно пришли на помощь. Установили палатки, подвозили продукты, варили в казанах мясо, кормили, поили, делали все, чтобы они чувствовали себя комфортно. Проважая их в путь, один из чеченцев сказал: Наши предки породнились в самое тяжелое время. Вместе хлебнули много горя. Наш долг сегодня – беречь и крепить это родство. Знайте, что вы – наши братья и мы в любой части света готовы прийти к вам на помощь. И этим все сказано.
Я начал свое повествование с легендарного Валида Дагаева. Им же хочу и завершить. Вернее, его словами: «Судьба лишила меня зрения, но никто и никогда не сможет лишить меня любви и уважения к братьям-казахам. Считаю себя богатым человеком, ибо через знание языка сумел в полной мере окунуться в светлый, добрый и богатый мир этих замечательных людей. Мои восхищения и благодарность им безмерны». Под этими словами сегодня готов подписаться каждый из нас.