Мың алғыс тебе от горцев, о Великая казахская степь
Я, Гадаев Ваха Юнусович, чеченец, родился в день Победы, 9 мая 1945г. в с. Литвинское (ныне с. Есиль) Осакаровского района Карагандинской области Очень многое хотелось бы сказать, может быть, в силу возраста это в последний раз....От имени всех нас, оставшихся в живых депортированных чеченцев, ингушей и их потомков, выражаю глубокую благодарность, наше вайнахское «Баркалла» всем вам, дорогим нашим братьям казахам, за ваши гуманные усилия по сохранению доброй памяти о депортированных в Казахстан народах.
Все мы знаем, что в результате общеизвестной депортации за короткий отрезок времени в Казахстане очутилось огромное количество людей, переселённых из разных регионов СССР. Они принадлежали к разным нациям, народам и этносам, имеющих свои обычаи, традиции, религиозные верования, культурно-языковые особенности, ментальное своеобразие и т.д.
В сельском хозяйстве, на промышленных предприятиях, в глубоких угольных забоях, на грандиозных стройках Казахстана в процессе созидания материальных благ формировались многонациональные производственные коллективы. В этих коллективах в процессе трудовой деятельности между представителями разных национальностей зарождались и развивались братские, интернациональные отношения, преодолевались потенциальная ксенофобия, этническая замкнутость, национальный эгоизм и шовинизм. В трудовых коллективах набирали темпы взаимопомощь и взаимовыручка, практиковались наставничество, рационализаторство и изобретательство, привлечение молодёжи разных национальностей к творческому труду.
На формирование толерантной культуры огромное влияние оказывали позитивные процессы в культурно-образовательной сфере спецпереселенцев. Несмотря на тяжёлые годы депортации, дети спецпереселенцев, в своем большинстве, учились в общеобразовательных школах, у них вели занятия педагоги из числа разных национальностей. Многое сделала казахская интеллигенция для развития вайнахской культуры и искусства: были специальные передачи на радио, издавались книги, газеты и т.д.
В процессе совместной жизни и интенсивного устойчивого общения спецпереселенцы знакомились с традициями, обычаями, религиозными верованиями, духовно-нравственными ценностями казахов и других этносов, перенимали их друг у друга, создавая благотворные предпосылки для дальнейшего развития толерантной культуры и интернациональных отношений. Особенно интенсивно этот процесс протекал в семейно-бытовой сфере. И в радости, и в горе, независимо от национальной принадлежности, люди были рядом, все происходящее переносили вместе, ходили в гости, совместно праздновали свадьбы, дни рождения, в трагическую минуту подставляли друг-другу плечо, облегчали боль утраты.
Современный мировой многонациональный социум мог бы многому научиться у старших поколений депортированных народов, умению строить свою жизнь на уникальном опыте благотворных, жизнеутверждающих, межнациональных отношений, накопленном этим поколением в Казахстане. Конечно, казахи не кичатся своим прошлым подвигом, но они по праву могут гордится перед всем миром, что депортированные народы сплотила навеки казахская степь. В тяжелейших карлаговских условиях, на огромных просторах Казахстана сформировалась уникальная цивилизация из депортированных и местных этносов, которых объединила общая беда, которые были одинаково угнетёнными, но в то же время по-своему одинаково счастливы. Казахам за короткое время удалось «выплавить» удивительный высоконравственный, полиэтноконфессиональный, толерантный и патриотический сплав, который никогда не будет подвержен эрозии. Он как золото, останется подлинной драгоценностью, вечно сверкающей и никогда не тлеющей.
Под ясным небом Казахстана была выстрадана великая животворящая истина, озвученная ещё блаженным Клементом Римским, сказавшим, что народы не могут жить друг без друга, «ни великие без малых, ни малые без великих». На основе этой фундаментальной истины необходимо жить и в современном враждующем мире, всемерно изживая эту вражду. А наше поколение уже многие годы с душевной ностальгией лицезреет далёкий казахский Восток, где мы воочию видим, как лучезарная весенняя радуга на божественном небосклоне органически соединяет Седой Кавказ и Великую Казахскую степь. И в этой жизнеутверждающей картине явственно высвечивается крепкое братское рукопожатие Кавказского горца и Казахского аксакала. В этой сверкающей атмосфере наше уже малочисленное поколение, как священную молитву произносит от всего сердца: «Счастливого долголетия Вам, дорогие наши братья казахи! Будь же ты вовек благословенной, Великая Казахская земля, на которой нашли братский приют и спасение чеченский и ингушский народы, а многие из них явились в этот мир в твоей колыбели, и многие уже вечно покоятся в твоих ласковых объятиях!»
Наши узы братства неразрывны. Наша дружба вечна. Наши чувства благодарности неподвластны ни времени, ни расстояниям. Мың алғыс тебе, о Великая казахская степь, от горцев. Никогда не забудем обетованную землю и его замечательный народ.