Ляззат Есболова: “Самое главное в нашем деле - любить детей, понимать их мир и умение достучаться до их сердец.”

Ляззат Есболова: “Самое главное в нашем деле - любить детей, понимать их мир и умение достучаться до их сердец.”

Одним из главных достопримечательностей Талдыкоргана является Дворец школьников. Это внушительное по размерам здание внешне, по архитектурному исполнению, напоминает огромный белый пароход. Вот уже шесть лет у штурвала этого «парохода» стоит  Ляззат Есболова. Она, как надежный капитан, ведет его к прогрессу и знаниям. Отлично справляться с обязанностями директора Дворца школьников ей помогают опыт работы на ниве педагогики и в сфере культуры, хорошие организаторские способности и лидерские качества.

Окончила музыкальный факультет ЖГУ по классу фортопиано. Достаточное время работала учителем музыки в школе. В последующем трудилась главным специалистом и начальником отделов управления культуры Алматинской области. В процессе трудовой деятельности окончила Академию труда и социальных отношений, курсы повышения квалификации в столице Китая Пекине. Все это позволило ей наработать хорошие менеджерские навыки в сфере образования.

Дворец школьников, можно сказать, образовательно – просветительский и даже духовный центр. Он пользуется огромной популярностью у детей и их родителей. Чем живет сегодня этот самый центр? Какие там созданы условия? По каким направлениям ведется обучение? Кто и чему учит наших школьников? Ляззат Есболова любезно согласилась ответить на эти и другие вопросы нашего корреспондента.

       - Что из себя представляет Дворец школьников Талдыкоргана? Имеется в виду архитектура, внешний вид самого здания, общая площадь. Какие условия созданы для детей?

 

-Уникальное четырехэтажное здание Дворца школьников Талдыкоргана построено в 2016 году. Оснащенное современным оборудованием, оно состоит из 5 блоков. Имеются 45 кабинетов для кружковых занятий, 4 мастерских, 8 лабораторий, 3 выставочных зала, концертный, актовый, конференц-залы, медиатека, музей, «живой» уголок, студия звукозаписи, «звездный» зал и обсерватория.

Дворец школьников – стартовая площадка для детей, которая способствует достижению спортивных и творческих высот. Бесплатные кружки и студии Дворца помогают раскрыть и развить талант каждого ребенка, предоставляя им возможности для исследований и активно-познавательной деятельности. Сюда приходят дети и во время каникул. Вот уже седьмой год мамы и папы, бабушки и дедушки приводят своих малышей во Дворец. К нам они идут с радостью: здесь им весело, интересно и комфортно.

В летний период  запланировано проведение досуговых мероприятий. Будет функционировать ежегодная летняя площадка «Балдәурен». Также разработаны туристические маршруты по городу и региону. Члены краеведческого кружка регулярно проводят экскурсии по самым живописным историко-культурным местам области: мемориальному музею Акын Сары, национальному парку Алтын Емель, музею Чокана Валиханова и др.

       - Как известно, в любом деле конечный успех зависит от двух факторов: материальной базы и кадров. С первым у вас как бы все нормально, а вот, как со вторым. Помните, в советское время был такой лозунг: “Кадры решают все!” И  это правда...

       - Общеизвестно, что успех на 70 процентов зависит от педагогов-наставников: от их уровня, таланта, умения найти подход к детям, донести до них знания.

   Дворец школьников – это место, где с помощью добрых и очень талантливых педагогов дополнительного образования реализуются фантазии и интересы наших маленьких танцоров и певцов, будущих космонавтов, спортсменов, ученых, инженеров и конструкторов, актеров, художников и дизайнеров. Главная их задача - эффективная организация досуга детей, выявление их творческих способностей во всех проявлениях.

Работа у нас ведется по 8 направлениям: эстетическому, лингвистическому, художественному, музыкальному, спортивно-туристическому. А есть еще - туризм и детское движение. Шестьдесят педагогов с удовольствием делятся своим опытом и знаниями с юными дарованиями. Среди них: 8 педагогов-исследователей, 9 педагогов - экспертов, 22 педагога-модератора, 2 педагога первой категории, 5 педагогов второй категории, 10 учителей. Также 3 наших педагога имеют почетное звание «Заслуженный деятель Казахстана».

       - Наверное, Дворец школьников можно назвать образовательно - просветительским центром. Или даже - центром духовного развития. По каким направлениям вы работаете с детьми? Какие классы, кружки, группы художественной самодеятельности у вас действуют?

         - У нас уже более 2000 детей с увлечением занимаются в 45 кружках. С каждым учебным годом интерес детей растет. В связи с этим открываются новые кружки по интересам и запросам родителей.

На сегодняшний день открыты современные коворкинг-центр, «TECHNOPAPK», IT-класс, FabLab. В IT-классе работают кружки: робототехники, программирования, 3D-моделирования, проводится обучение на базе платформы компанией STEM Aсademia. Ребята учатся программировать модуль Arduino и создают интересные и полезные электронные устройства, принадлежащие роботам.

На базе Дворца мы провели первый областной фестиваль «Жас актер». Поэтические постановки «Будущее Казахстана - Абай», «Қыз жылаған қара орамал», драма «Нұржауған ғұмыр», в которых приняли участие 150 детей творческой группы поэтического театра им.М.Макатаева «Жас актер», никого не оставили равнодушным. В ходе фестиваля юные актеры заслуженно получили звание «Лауреат» и были награждены дипломами.

Особое место в развитии творческих способностей юных детей занимает кукольный театр «Ертегілер әлемі». Воспитанники кружка, радуя своих зрителей, показывают сказки, как на сцене Дворца, так и в детских садах.

В целях развития лидерских качеств, критического мышления,  умения работать в команде функционируют детские движения: ЕДЮО «Жас Ұлан» и «Дебатное движение». «Жасулановцы-волонтеры» активно участвуют в общественной жизни города и области Жетісу. Есть также кружки «Юный журналист», «Юный поэт». В учебно-познавательном журнале «Бала әлемі» Дворца школьников публикуются интересные, творческие работы юных писателей, журналистов и поэтов. 

        -Это творческий блок, а если говорить об образовательном направлении...

        - Оно для нас одно из приоритетных. Поэтому функционируют кружки «Занимательный русский язык», «Математика», «Английский язык», «Скорочтение», «Химия», «Биология», «Предшкольная подготовка». Из спортивных кружков: «Горный туризм», «Многопрофильный туризм», «Спортивный туризм» и «Пеший туризм», «Тоғызқұмалақ», «Шахмат», «Настольный теннис», «Теннис».

Увлеченные космической темой ребята по вечерам из обсерватории наблюдают за звездами. Есть во Дворце и «живой» уголок, и место для занятий, связанных с гидропоникой.

          Главный показатель в деятельности Дворца школьников - это, конечно же, успехи и достижения. Есть, чем похвастаться вашим педагогам и их детям?

    - Особый интерес у ребят вызывает участие в ансамбле домбристов «Мұрагер» и образцовом хореографическом ансамбле танца «Солнышко». Каждый праздник дети радуют своими выступлениями сверстников и родителей. Участвуя в международных конкурсах, домбристы и танцоры довольно часто занимают призовые места. Ансамбль танца «Солнышко» завоевал Гран-При на международном конкурсе в г.Льорет де–Мар в Испании, ансамбль домбристов «Мұрагер завоевал Гран-При в г. Праге Чешской Республики и 2 место в суперфинале в г.Санкт-Петербурге. Призерами международных, республиканских конкурсов являются вокальные группы «Унисон», «Melody kids», «Веселая компания».

Воспитанники кружков «Горный туризм», «Многопрофильный туризм», «Спортивный туризм» и «Пеший туризм» являются обладателями Кубка РК среди юниоров. Обучают мастерству туризма известные не только в Казахстане, но и за его пределами педагоги с многолетним опытом Александр и Анастасия Бобрусовы. Неслучайно их воспитанники на чемпионатах Республики Казахстан занимают призовые места.

     Вот уже почти семь лет вы являетесь директором Дворца школьников. За это время сумели сформировать профессиональный коллектив, поднять работу на солидный уровень. Можете сказать, что самое главное в вашем деле?

   - На педагогах лежит огромнейшая ответственность. Они, можно сказать, архитекторы детских душ. Закладывают основу формирования личности. Поэтому, чтобы успешно справляться со своей миссией, они должны любить детей, понимать их мир, общаться с ними на понятном для них языке и уметь достучаться до их сердец, доносить до них знания.

   Нынешнее время требует от каждого руководителя мобилизации сил, гибкости ума, умения выбрать правильное направление своей профессиональной деятельности и видеть результаты работы. Моя задача -  заботиться о педагогах, способствовать повышению их квалификации создавать условия для раскрытия их творческих способностей и использовать инновации в работе с детьми.