
Ляззат Есболова: “Самое главное в нашем деле - любить детей, понимать их мир и умение достучаться до их сердец.”
Одним из главных достопримечательностей Талдыкоргана является Дворец школьников. Это внушительное по размерам здание внешне, по архитектурному исполнению, напоминает огромный белый пароход. Вот уже шесть лет у штурвала этого «парохода» стоит Ляззат Есболова. Она, как надежный капитан, ведет его к прогрессу и знаниям. Отлично справляться с обязанностями директора Дворца школьников ей помогают опыт работы на ниве педагогики и в сфере культуры, хорошие организаторские способности и лидерские качества.
Окончила музыкальный факультет ЖГУ по классу фортопиано. Достаточное время работала учителем музыки в школе. В последующем трудилась главным специалистом и начальником отделов управления культуры Алматинской области. В процессе трудовой деятельности окончила Академию труда и социальных отношений, курсы повышения квалификации в столице Китая Пекине. Все это позволило ей наработать хорошие менеджерские навыки в сфере образования.
Дворец школьников, можно сказать, образовательно – просветительский и даже духовный центр. Он пользуется огромной популярностью у детей и их родителей. Чем живет сегодня этот самый центр? Какие там созданы условия? По каким направлениям ведется обучение? Кто и чему учит наших школьников? Ляззат Есболова любезно согласилась ответить на эти и другие вопросы нашего корреспондента.
- Что из себя представляет Дворец школьников Талдыкоргана? Имеется в виду архитектура, внешний вид самого здания, общая площадь. Какие условия созданы для детей?
-Уникальное четырехэтажное здание Дворца школьников Талдыкоргана построено в 2016 году. Оснащенное современным оборудованием, оно состоит из 5 блоков. Имеются 45 кабинетов для кружковых занятий, 4 мастерских, 8 лабораторий, 3 выставочных зала, концертный, актовый, конференц-залы, медиатека, музей, «живой» уголок, студия звукозаписи, «звездный» зал и обсерватория.
Дворец школьников – стартовая площадка для детей, которая способствует достижению спортивных и творческих высот. Бесплатные кружки и студии Дворца помогают раскрыть и развить талант каждого ребенка, предоставляя им возможности для исследований и активно-познавательной деятельности. Сюда приходят дети и во время каникул. Вот уже седьмой год мамы и папы, бабушки и дедушки приводят своих малышей во Дворец. К нам они идут с радостью: здесь им весело, интересно и комфортно.
В летний период запланировано проведение досуговых мероприятий. Будет функционировать ежегодная летняя площадка «Балдәурен». Также разработаны туристические маршруты по городу и региону. Члены краеведческого кружка регулярно проводят экскурсии по самым живописным историко-культурным местам области: мемориальному музею Акын Сары, национальному парку Алтын Емель, музею Чокана Валиханова и др.
- Как известно, в любом деле конечный успех зависит от двух факторов: материальной базы и кадров. С первым у вас как бы все нормально, а вот, как со вторым. Помните, в советское время был такой лозунг: “Кадры решают все!” И это правда...
- Общеизвестно, что успех на 70 процентов зависит от педагогов-наставников: от их уровня, таланта, умения найти подход к детям, донести до них знания.
Дворец школьников – это место, где с помощью добрых и очень талантливых педагогов дополнительного образования реализуются фантазии и интересы наших маленьких танцоров и певцов, будущих космонавтов, спортсменов, ученых, инженеров и конструкторов, актеров, художников и дизайнеров. Главная их задача - эффективная организация досуга детей, выявление их творческих способностей во всех проявлениях.
Работа у нас ведется по 8 направлениям: эстетическому, лингвистическому, художественному, музыкальному, спортивно-туристическому. А есть еще - туризм и детское движение. Шестьдесят педагогов с удовольствием делятся своим опытом и знаниями с юными дарованиями. Среди них: 8 педагогов-исследователей, 9 педагогов - экспертов, 22 педагога-модератора, 2 педагога первой категории, 5 педагогов второй категории, 10 учителей. Также 3 наших педагога имеют почетное звание «Заслуженный деятель Казахстана».
- Наверное, Дворец школьников можно назвать образовательно - просветительским центром. Или даже - центром духовного развития. По каким направлениям вы работаете с детьми? Какие классы, кружки, группы художественной самодеятельности у вас действуют?
- У нас уже более 2000 детей с увлечением занимаются в 45 кружках. С каждым учебным годом интерес детей растет. В связи с этим открываются новые кружки по интересам и запросам родителей.
На сегодняшний день открыты современные коворкинг-центр, «TECHNOPAPK», IT-класс, FabLab. В IT-классе работают кружки: робототехники, программирования, 3D-моделирования, проводится обучение на базе платформы компанией STEM Aсademia. Ребята учатся программировать модуль Arduino и создают интересные и полезные электронные устройства, принадлежащие роботам.
На базе Дворца мы провели первый областной фестиваль «Жас актер». Поэтические постановки «Будущее Казахстана - Абай», «Қыз жылаған қара орамал», драма «Нұржауған ғұмыр», в которых приняли участие 150 детей творческой группы поэтического театра им.М.Макатаева «Жас актер», никого не оставили равнодушным. В ходе фестиваля юные актеры заслуженно получили звание «Лауреат» и были награждены дипломами.
Особое место в развитии творческих способностей юных детей занимает кукольный театр «Ертегілер әлемі». Воспитанники кружка, радуя своих зрителей, показывают сказки, как на сцене Дворца, так и в детских садах.
В целях развития лидерских качеств, критического мышления, умения работать в команде функционируют детские движения: ЕДЮО «Жас Ұлан» и «Дебатное движение». «Жасулановцы-волонтеры» активно участвуют в общественной жизни города и области Жетісу. Есть также кружки «Юный журналист», «Юный поэт». В учебно-познавательном журнале «Бала әлемі» Дворца школьников публикуются интересные, творческие работы юных писателей, журналистов и поэтов.
- Это творческий блок, а если говорить об образовательном направлении...
- Оно для нас одно из приоритетных. Поэтому функционируют кружки «Занимательный русский язык», «Математика», «Английский язык», «Скорочтение», «Химия», «Биология», «Предшкольная подготовка». Из спортивных кружков: «Горный туризм», «Многопрофильный туризм», «Спортивный туризм» и «Пеший туризм», «Тоғызқұмалақ», «Шахмат», «Настольный теннис», «Теннис».
Увлеченные космической темой ребята по вечерам из обсерватории наблюдают за звездами. Есть во Дворце и «живой» уголок, и место для занятий, связанных с гидропоникой.
- Главный показатель в деятельности Дворца школьников - это, конечно же, успехи и достижения. Есть, чем похвастаться вашим педагогам и их детям?
- Особый интерес у ребят вызывает участие в ансамбле домбристов «Мұрагер» и образцовом хореографическом ансамбле танца «Солнышко». Каждый праздник дети радуют своими выступлениями сверстников и родителей. Участвуя в международных конкурсах, домбристы и танцоры довольно часто занимают призовые места. Ансамбль танца «Солнышко» завоевал Гран-При на международном конкурсе в г.Льорет де–Мар в Испании, ансамбль домбристов «Мұрагер завоевал Гран-При в г. Праге Чешской Республики и 2 место в суперфинале в г.Санкт-Петербурге. Призерами международных, республиканских конкурсов являются вокальные группы «Унисон», «Melody kids», «Веселая компания».
Воспитанники кружков «Горный туризм», «Многопрофильный туризм», «Спортивный туризм» и «Пеший туризм» являются обладателями Кубка РК среди юниоров. Обучают мастерству туризма известные не только в Казахстане, но и за его пределами педагоги с многолетним опытом Александр и Анастасия Бобрусовы. Неслучайно их воспитанники на чемпионатах Республики Казахстан занимают призовые места.
- Вот уже почти семь лет вы являетесь директором Дворца школьников. За это время сумели сформировать профессиональный коллектив, поднять работу на солидный уровень. Можете сказать, что самое главное в вашем деле?
- На педагогах лежит огромнейшая ответственность. Они, можно сказать, архитекторы детских душ. Закладывают основу формирования личности. Поэтому, чтобы успешно справляться со своей миссией, они должны любить детей, понимать их мир, общаться с ними на понятном для них языке и уметь достучаться до их сердец, доносить до них знания.
Нынешнее время требует от каждого руководителя мобилизации сил, гибкости ума, умения выбрать правильное направление своей профессиональной деятельности и видеть результаты работы. Моя задача - заботиться о педагогах, способствовать повышению их квалификации создавать условия для раскрытия их творческих способностей и использовать инновации в работе с детьми.