Хватит делиться по национальному признаку
Национальная политика, в том числе и межэтнические отношения - это очень тонкая и деликатная сфера. А посему и отношение к ней должно быть соответствующее. Ибо даже неосторожное слово, не говоря уже о невежестве, может привести к нежелательным последствиям, посеять подозрительность, вражду и недоверие между людьми. Следовательно, каждый, чья деятельность связана с этим направлением, должен действовать, образно говоря, как талантливый хирург со скальпелем, а не как мясник с топором.
А еще – национальная политика не терпит застоя, шаблонности, формализма, дилетантства и неискренности. Если остановиться или постоянно идти по уже давно проторенному пути, то можно безнадежно отстать. А легкомыслие и беспечность в этом деле и вовсе могут обернуться большими неприятностями. Именно поэтому все мы должны быть в движении, чутко реагировать на новые вызовы, реалии, угрозы, меняющиеся обстоятельства, находиться в поиске новых форм, методов и путей укрепления мира, стабильности и межнационального согласия.
Я все это к тому, что у нас давно назрели изменения в деятельности Ассамблеи народа Казахстана. Как человек, стоявший у истоков создания национальных культурных центров, хочу подчеркнуть, что АНК, созданная по инициативе Первого Президента Нурсултана Назарбаева, сыграла и продолжает играть огромную роль в деле консолидации общества, гармонизации межэтнических отношении. За 32 года она из консультативно-совещательного органа при Президенте трансформировалась в конституционный орган, девять представителей которого заседали в нижней палате парламента. Но, как говорится, все течет, все меняется. В 90-е годы было одно, сегодня – уже совсем другое. Поэтому, на мой взгляд, пришло время сделать «перезагрузку», изменить подходы, сместить акценты, внести коррективы в ее деятельность.
Что имею в виду? Вот возьмем, к примеру, наши этнообъединения (раньше они назывались национальными культурными центрами). Все годы независимости они занимались на первом этапе возрождением, а в дальнейшем – развитием своих духовных ценностей, сохранением национальных кодов, этнических идентичностей. С этой задачей они, можно сказать, справились неплохо. Тем более, что государство для этого им создало все условия. Мне довелось бывать в ряде зарубежных стран. Так вот, когда мы рассказывали, что у нас специально для этнообъединений построены целые дома дружбы, а государство оказывает им не только моральную, но и материальную поддержку, нам верили с трудом.
Все это, безусловно, хорошо. Однако на нынешнем этапе нам необходимо изменить формат работы, скорректировать деятельность. А это значит, что пришло время каждому этнообъединению, наряду со своим национальным, изучать, знать и пропагандировать духовные ценности Великой Степи. Мы все должны помнить одну простую истину: чтобы чувствовать себя комфортно, ощущать неразрывную связь с землей и народом, в конце концов, чтобы совесть была чиста, надо говорить на казахском языке, почитать обычаи, традиции, стремиться максимально адаптироваться в общей среде. К тому же, знание того же казахского языка во благо каждому. К примеру, мне часто приходится бывать в чисто казахской среде, но никто и никогда не вспоминает о моей национальности, какого я рода-племени. Больше того, ко мне все относятся с большим уважением и почтением. Для всех я – родной и близкий человек. А все потому, что разговариваю с окружающими на одном языке. И такие отношения должны стать нормой для всех, а иначе мы не сможем стать по-настоящему единым, сплоченным, сильным народом. Так и будем жить в разных мирах, разделенных по языковому и иным принципам.
Следующий важный момент, который вызывает двоякое чувство. Речь, опять же, о наших этнообъединениях. Их формирование в первой половине 90-х годов, без сомнения, стало очень мудрым и взвешенным шагом. Они нужны были, чтобы в этот критический момент, когда после развала СССР разразился тяжелейший кризис, поддержать представителей разных национальностей. Чтобы они почувствовали заботу и поддержку со стороны государства. В этом смысле они сыграли свою положительную роль и все последующие годы.
Но нам надо быть реалистами, трезво смотреть на вещи, делать правильные выводы и действовать соответственно, в ногу со временем. Много воды утекло за тридцать лет. И мир изменился. Совсем другие реалии. Другие обстоятельства. Да и мы давно выросли из коротких штанишек, «переболели детской болезнью». Как говорится, достигли поры зрелости. И самое время постепенно отказаться от деления на этнообъединения. Ведь, согласитесь, постоянно на всех уровнях подчеркивая нашу принадлежность к различным этническим группам, мы, хотим этого или нет, искусственно делим общество по национальному признаку. А это не есть хорошо.
К примеру, когда в дни работы сессии АНК журналисты берут у меня интервью, они в первую очередь стараются выяснить, какое этнообъединение я представляю. На это всегда говорю: «Какая разница, какой я национальности. Я – гражданин и патриот своей страны и представляю многонациональный народ Казахстана. А национальность, какого рода-племени – это мое личное дело». А иногда в шутку отвечаю: «Мен сонау Талдықорған жақтағы Көксудың жалайырымын. Жалайырдың ішінде түске дейін андаспын, түстен кейін мырзамын».
Я не призываю здесь и сейчас упразднить этнообъединения. Это – тема для широкого обсуждения, обмена мнениями, дискуссии на всех уровнях. Но я убежден, что надо отказаться от такого искусственного деления. При этом, имея в виду еще и то, что у нас не федеративное даже, а унитарное государство, и что мы все – единый многонациональный народ. А в качестве информации для размышления хочу сказать, что у нас есть хорошая альтернатива этнообъединениям. Достаточно создать в региональных ассамблеях, в домах дружбы секторы развития этнических духовных ценностей. По сути, содержание остается прежним, меняется только форма. Зато этим самым мы минимизируем фактор разобщенности, обособленности по этническому признаку. А это – главное.
Не претендуя на истину в последней инстанции, осмелюсь озвучить еще и такую мысль. В силу полиэтничности у нас много идентичностей. К примеру, основные из них – этнические, религиозные, языковые и т.д. Но нам сегодня, в условиях, когда существуют как внутренние, так и внешние угрозы, нужна общая для всех, объединяющая, сплачивающая, цементирующая идентичность. И таковой, на мой взгляд, могла бы стать духовная идентичность. Что для этого нужно? Опять же - выйти из своих «национальных ячеек», отказаться от позициирования по этническому признаку и максимально интегрироваться в общую среду. А это значит, что мы, представители всех национальностей, должны знать казахский язык, культуру, обычая, традиции, менталитет, психологию, душу народа, если хотите. Да так знать, чтобы каждый мог с гордостью сказать: «Кім десең, мен - қазақпын». При этом имея в виду, конечно же, не этническую принадлежность, а внутренний мир, состояние души. Что родился, вырос и живет на этой земле. Что настоящий патриот страны. Что безмерно любит землю и Великую Степь. Вот тогда все мы, независимо от национальности, будем по-настоящему родственными душами.
Ну и, наконец, не могу не затронуть тему государственного казахского языка, как одну из составляющих той самой общей для нас духовной идентичности. Здесь тоже настало время изменить отношение к нему. Это очень важно. Казахский язык призван стать мощным объединяющим фактором в обществе. И это правда. К примеру, если завтра все мы, девятнадцать миллионов казахстанцев, встанем рано утром, поприветствуем друг друга словами «Қайырлы таң» и заговорим на одном языке... Согласитесь, мы лучше будем понимать друг друга, станем роднее и ближе. Қазақша айтқанда, бір бірімізге бауырдай жақын боламыз. А это именно то, что нам надо, то, к чему мы стремимся.
Но пока что мы, к сожалению, еще далеки от этого. Даже спустя 30 лет независимости, у нас около 40 процентов граждан не владеют государственным языком. И что имеем? А то, что общество разделилось на два параллельных мира – казахоязычный и русскоязычный. Есть еще один – двуязычный. Он как бы балансирует между ними. Обитатели первого мира предъявляют претензии к обитателям второго, по поводу того, что они не учат казахский. Из их же среды время от времени появляются те, кто обрушивает на всех свой праведный гнев. В основном, это так называемые национал-патриоты. А русскоязычные по этому поводу особо не заморачиваются. Их принцип: «Собака лает, караван идет». А размышляют при этом так: «А зачем нам казахский, когда вокруг все говорят на русском? Нам и так живется комфортно». Есть и такие, которые откровенно демонстрируют свое неприязненное отношение к языку. Но лучше всех себя чувствуют билингвы. Они вполне себе успешно сосуществуют с обоими этими мирами, находя общий язык и с теми, и с другими.
На вопрос, почему не учите казахский язык, вот уже много лет слышу одно и тоже. Одни заявляют: чтобы выучить язык, нужны время и деньги. Другим подавай профессоров и академиков. Третьи считают, что не обойтись без суперсовременных методик. Есть и такие, для которых нужен особый стимул в виде денежных вознаграждений. Нередко слышу и такой ответ: «А оно нам надо?».
На все это всегда говорю: «Чтобы выучить казахский, ничего не нужно. Просто у человека должен быть ниет – идущее от сердца намерение. А еще – любовь и уважение к народу и к земле, на которой живешь. В подтверждение привожу один очень поучительный пример, после которого без всяких слов все становится ясно.
В Чеченской Республике жил очень известный народный певец, композитор и поэт Валид Дагаев. К сожалению, года три назад его не стало. Так вот, в 1944 году, во время депортации, ему было всего четыре годика. А в 1957 году, когда чеченцам разрешили вернуться на родину, он уже был семнадцатилетним юношей. Во время ссылки его родители жили в Жамбылском районе Алматинской области. Всего за тринадцать лет Валид сумел в совершенстве овладеть казахским языком. И не просто овладеть, а со знанием всех его тонкостей, красоты и богатства. И затем, 60 лет прожив там, в Грозном, без общения и без среды, сумел сохранить язык. До последнего исполнял казахские песни, в том числе и шуточную «Он алты қыз».
Во время одной из наших встреч я спросил у него: «Валид, как вдали, за тысячи километров от Казахстана сумел сохранить казахский язык? У нас многие, даже живя в Казахстане, не знают его!» На это последовал ответ: «В этом мне помогают любовь и уважение к братьям-казахам. Плюс – чувство благодарности этой земле и этому народу».
А от себя добавлю: «Кто живет в Казахстане и не знает казахского языка - тот несчастный человек, лишивший себя возможности окунуться в удивительно богатый и красивый духовный мир уникального степного народа».
Перестройка в деятельности Ассамблеи народа Казахстана, переход на новый формат работы, перезагрузка – все это веление времени. Но чтобы сделать все это, нам необходимо в первую очередь изменить сознание, мышление, отказаться от застарелых стереотипов. Сложность здесь для нас состоит в том, что проблема эта лежит в психологической плоскости. Непростое это дело – «обновить мозги». Но надо меняться. А иначе… Мы рискуем и дальше двигаться по уже давно заезженной тропе, отставая от времени, ошибаясь, отрываясь от реальной жизни, наступая на одни и те же грабли. А это значит, что проблемы и издержки в сфере национальной политики по-прежнему будут иметь место. Мало в чем изменится и отношение к тому же государственному казахскому языку. Есть над чем задуматься.