Это как же надо не любить свой язык?
Вот, когда кто-то поступает непатриотично или не знает своего языка, обычаев или традиции, мы как реагируем? Правильно, с негодованием восклицаем: «Намыс барма?». Вот и я хочу сердито - возмущенно задать этот вопрос кое-кому. Кому именно? Об этом узнаете ниже.
Речь пойдет о государственном казахском языке, вернее об отношении к нему. Мы вот уже 33 года живем в условиях независимости, когда, как говорится, все в наших руках. Но у нас до сих пор почти 40% граждан не владеют казахским. По этой причине общество разделено на два параллельных мира: с одной стороны казахскоязычный, с другой - русскоязычный. Постепенно соприкасаясь, они порождают недоверие, взаимные обиды, претензии, обвинения. А случаются даже конфликты, как это было, к примеру, с языковыми рейдами Куата Ахметова. Получается, что это сильный разобщающий фактор.
А теперь давайте зададимся вопросом: «Кто виноват?» Кто виноват, что все эти годы мы больше занимались пустыми разговорами по поводу, а не конкретными делами? Что два десятка лет у нас миллиарды выделялись на развитии госязыка, а желаемых результатов нет? Что за годы независимости так и не сумели сформировать мощную идеологию изучения, развития и популяризации языка? Что проявляли пофигизм, равнодушие, а то и откровенную безответственность в этом деле? И что в силу всех этих причин государственный язык так и не занял свое достойное место в обществе и не стал языком межнационального общения?
Не знаю, как у других, но лично у меня есть ответ на эти вопросы. Виноваты все мы по цепочке: семья (родители) - детский сад – школа – вуз – общество - государство. Так сказать, коллективная ответственность. Но более всего, повинны, уверен, учителя казахского языка в классах с русским языком обучения.
Посудите сами. В таких классах казахский язык у нас преподается пять часов в неделю. Но при этом, проучившись одиннадцать лет, ученики на выходе, за редким исключением, не знают и не говорят на казахском. Как вы думаете, почему? У нас такие бездарные дети? Нет, конечно, у нас такие равнодушные, бездарные, безответственные учителя казахского языка. Не все, конечно, но большинство. Именно им я и хочу адресовать свой обещанный вопрос: «Намыс барма?» Это как же надо не любить свой родной язык, чтобы так его преподавать!!!
Кстати, это касается и директоров школ, руководителей городских,
районных, областных управлений образования и меняющихся министров профильного ведомства. Они прекрасно все это видят и знают, но закрывают глаза. И не только на это. Наверное, именно поэтому у нас школьное образование погрязло в коррупции. Получается, что сфера, которая должна быть самой светлой, чистой, духовной, постепенно опускается на самое дно безнравственности. И это тревожно, ведь там наши дети.
Прошу прощения за резкость и прямоту, но не могу иначе, ибо речь идет о казахском языке, который тысячи раз умирал и воскресал вместе со своим народом. О языке отважных кочевников, которые копытами своих коней сотрясали огромные пространства от Китая до Египта. О языке великих ханов, биев, батыров. О языке Абая, Шакарима, Жамбыла и Ауэзова. О языке, который является одними из самых богатых на планете и самым богатым в тюркском мире. О нашем государственном языке, который мы должны знать, уважать, ценить и вознести на тот уровень, который он заслуживает. А иначе позор нам всем.