
Бауржан Оспанов: «Счастье для меня не в богатстве, а в добрых делах и благодарности людей»
На протяжении длительной трудовой и общественной деятельности в Талдыкорганской и Алматинской областях мне довелось знаться со многими людьми: политиками, государственными мужами, деятелями культуры, руководителями разных рангов, начиная с региональных акимов, министров, и заканчивая президентом страны. С одними из них по долгу службы часто встречался, постоянно поддерживал отношения. С другими, как говорится, работал бок о бок. Это были разные персоны: и по уровню профессионализма, и по социальному положению, и по известности, и по характеру, деловым и человеческим качествам. Но были и есть среди них, пусть и мало, те, которых отношу к особой когорте из-за их супер-качеств. Одним из них для меня, безусловно, является известный в Казахстане бизнесмен, общественный деятель и меценат, настоящий патриот и гражданин Бауржан Оспанов.
Его, вроде бы как, и нет особой необходимости представлять, но тем не менее… Он наш земляк, уроженец села Жыланды Андреевского (ныне Алакольского) района Талды-Курганской области. Окончил Алматинский энергетический институт. Позже – казахскую Академию права по специальности «Международные экономические отношения». Кандидат наук. Учредитель и председатель наблюдательного совета ИПК «ZHERSU». Это такая универсальная многопрофильная компания, успешно работающая по всему Казахстану в таких отраслях, как энергетика, гражданское и промышленное строительство, приборостроение, металлообработка и сельское хозяйство.
Бауржан Оспанов не просто успешный предприниматель, но и благотворитель. Постоянно вкладывает большие средства в человеческий капитал, в развитие инфраструктуры родного края. Оказывает материальную помощь нуждающимся: многодетным семьям, инвалидам, больным. Удостоен премии «Алтын жүрек» за развитие и поддержку спорта. Кавалер ордена «Құрмет».
Общались всего лишь полтора часа. Говорили о многом. Я, что вполне естественно, задавал кучу вопросов. чтобы больше узнать о нем. Он оказался интересным собеседником. А когда Бауржан Кенесбекович начал рассказывать о своей поездке на родину моих предков, Чеченскую Республику, делиться воспоминаниями, он и вовсе стал для меня родным и близким. Говорят, первое впечатление, как правило, бывает ошибочным. Особенно если имеешь дело со скрытным человеком. Тут действительно, чтобы его “распознать”, нужно время. Ну а если твой визави открытый, искренний, прямой, то особых проблем не возникает. В моем случае имел место быть именно последний вариант. К тому же меня редко подводят интуиция и чутье.
После этой встречи всегда было желание в более тесном общении, узнать о нем больше. При этом он был интересен мне даже не столько , как бизнесмен, а как человек с его духовным миром. И такая возможность появилась пару недель назад, когда Оспанов позвонил и пригласил меня в Лепсинск, в село, расположенное в Алакольском районе. А сказал следующее: «Здесь, на жайляу, пасутся наши отары. С участием ученых будем проводить мероприятия по улучшению племенной и селекционной работы. Думаю, вам будет интересно».
… Преодолев за три с половиной часа путь длиною более трехсот километров, мы въехали в село Лепсинск. Я бывал здесь очень давно, лет тридцать назад, а посему успел изрядно позабыть увиденное тогда. И, можно сказать, открывал эти края для себя по-новому. Населенный пункт с богатым историческим прошлым расположен на высоте примерно тысяча метров над уровнем моря, на северном склоне гор Жунгарского Алатау. Оно лежит в небольшой впадине, в окружении гор. На окраине протекает река под одноименным названием. Покрытые лесами горы, озера, многочисленные речушки, ключи и сплошное зеленое царство вокруг не может не вызывать восхищения. В силу особых природно-климатических условий здесь даже в самые жаркие месяцы бывает прохладно. А население здешнее занимается преимущественно животноводством, земледелием и пчеловодством.
Наверное, мало кто знает, что Лепсинск в прошлом (начиная с конца ХIX и до тридцатых годов ХХ века, был центром юго-восточного Семиречья. Здесь вовсю бурлила жизнь, вихрем проносились события тех лет. В 1880году части станицы был присвоен статус города, как центру Лепсинского уезда. Другая же часть именовалась станицей. К примеру, в 1913 году в станице проживало свыше шести тысяч человек, а в городе – около девяти тысяч.
К слову, если вернуться к нашему времени, из этого села родом предки Бауржана Оспанова. А посему и к Лепсинску, и к Жыланды, где он сам родился и вырос, у него особые симпатии. Делает многое для того, чтобы поддержать эти аулы, помочь землякам. К примеру, в Лепсинске главными достопримечательностями являются объекты, построенные меценатом. Это спортивная школа-интернат для одарённых детей. Аккуратные дома для учителей и тренеров. Музей, компактная красивая мечеть, медовый центр и ферма для производства кумыса и шубата. А сейчас Бауржан Кенесбекович строит дополнительный корпус к спортивной школе.
В Жыланды тоже есть своя достопримечательность и гордость Оспанова. Это специализированный лицей физико-математического направления.
- В моей родной школе, когда я там учился, было тысяча детей, - вспоминает Бауржан Кенесбекович, – но через пять-шесть лет осталось всего двести. К тому же совсем упало качество образования. Все сильные учителя уехали. Конечно, от этого стало грустно. И я решил во чтобы то ни стало исправить ситуацию. Предложил создать школу с физико-математическим уклоном. Почему именно по этому профилю? Наверное, от того, что сам любил эти дисциплины. К тому же у нас в ауле много было сильных математиков. Отремонтировали здание. Лично пригласил в качестве учителей ребят, когда-то закончивших нашу школу. Разумеется , имеющих соответствующее образование, а то и ученую степень.
Школа действует уже десять лет. И по своему уровню, пожалуй, одно из лучших средних учебных заведений области Жетісу. Здесь даже робототехнику преподают. И это вдали от города, в глубинке?!
… Медленно проехав по главной улице Лепсинска, мы оказались в зоне отдыха. Когда подрулили к верхнему коттеджу, нас встретил сам хозяин. Следом за нами прибыли еще гости. Бауржан Кенесбекович, бодрый, подтянутый, явно пребывал в хорошем настроении. Когда зашли во внутрь и за чашкой чая начали знакомиться, узнали, что «другие гости» - это россияне: ведущий YouTube-канала « Фермер. Ru» Алексей Воложанин и его помощник, оператор Роман. Что они ездят по всем странам СНГ, делают передачи о животноводческих хозяйствах. Что у них сотни тысячи подписчиков. Их «умные» передачи, в том числе и прямые эфиры, помогают фермерам разных стран учиться друг у друга, перенимать опыт, внедрять передовые технологии и методы хозяйствования. А сам Алексей, с интеллигентной бородкой и косичкой на затылке, оказался весьма креативным, хоризматичным, позитивным и просто милейшим человеком.
В первый день пребывания в Лепсинске бизнесмен Бауржан Оспанов преподал нам хороший урок. После того, как пообедали и отдохнули, поближе к вечеру собрал всех и повел к двум прудам. Всем вручил по одной удочке и сказал: «У меня такой принцип: давать для пропитания людям не рыбу, а удочку. Приступайте, как половите, так и поужинаете». Естественно, перспектива лечь спать голодными нас никак не устраивала и мы очень постарались. Вытащили из водоемов целых трех больших осетров и ажна двадцать форелей. А в награду получили шикарный ужин из пяти рыбных блюд. Когда все наелись, еще раз пошутил: «Не забывайте, что завтра на обед тоже надо будет заработать».
На второй день рано утром отправились в путь. Километров через пять наш внедорожник выехал на серпантин. Чем выше мы поднимались, тем извилистее он становился. Через полчаса езды оказались на самой верхотуре. И нашему взору предстала картина, достойная кисти талантливого художника-пейзажиста. Прямо от края серпантина – крутой склон, уходящий в глубокое ущелье. Смотришь вниз, и дыхание перехватывает. А вдали, в окружении гор, - огромное пространство радиусом примерно с километров сорок. С противоположной от нас стороны, там, на горизонте, гигансткая горная гряда, подпирающая небо. Внизу – медленно стелющиеся облака.
Лесистые склоны, альпийские луга, разнотравье, цветы разных оттенков – все это придавало панораме причудливую красоту. В верху, на голубом фоне неба, словно наслаждаясь этим великолепием, гордо парил огромный орел. На ум пришли слова из песни Владимира Высоцкого: «Здесь вам не равнина, здесь климат иной… “Уловив мой восторг, Бауржан Кенесбекович, сидевший рядом с водителем, как бы желая усилить мое душевное состояние, заметил: «Несколько лет назад я был в Шешенстане. Объездил всю республику. И в горах бывал. Так вот наши горы ничуть не уступают тамошним. Так же, как и на Кавказе, у нас есть: и снежные вершины, и головокружительные ущелья, и леса, и стремительно бегущие вниз реки. Разница лишь в том, что у них в горах много боевых башен, а у нас – повсюду белоснежные юрты. Я не стал особо возражать, поскольку знал, что он глаголит истину.
Пока мы восхищались природой и выясняли, чьи горы лучше, машина съехала с серпантина и «пробежав» с километр, остановилась на вершине сопки. Там, в большом загоне, стояли овцы, а вокруг суетились люди. Встретивший нас генеральный директор фирмы «Алаколь-Агро» Омирбек Ахметов пояснил, что идет отбивка молодняка от овцематок и формирование новых отар молодняка. Еще некоторое время пообщавшись с учеными, малость пополнив свои знания в сфере овцеводства и, решив, что с честью выполнили миссию наблюдателей, двинулись дальше.
На сей раз серпантин уже шел на спуск. Кстати, о серпантине. Я знал, что раньше дорога от Лепсинска до урочища Уйгентас была земляной. Поэтому в дождливую погоду, она превращалась в месиво, и по ней не безопасно было передвигаться. Проблему эту опять же решил Оспанов, сделав гравийное покрытие. На мою похвалу по этому поводу, глядя в окно, сказал: «Наши родители говорили нам: «Трудитесь, зарабатывайте на жизнь, стремитесь к достатку и благополучию, но всегда помните, что самое большое счастье не в богатстве, а в добрых делах и благодарности земляков». И этой дорогой, и всеми объектами, которые мы построили в родных краях, пользуются простые люди. Осознание, что ты им нужен, приносишь пользу, ни с чем не сравнить». По всему было видно, что он искренне радуется, видя вокруг в горах юрты чабанов и пасущиеся на альпийских лугах многочисленные стада.
Совершив очередной крутой вираж, джип выскочил на открытое пространство. Перед нами внизу открылось великолепное зрелище. В обрамлении гор лежала огромная долина, напоминающая, сотканный мастерицей разноцветный ковер. С правой от нас стороны была видна бурлящая река. Позже узнали, что это буйный Тентек. Здесь также белели юрты и паслись стада. Знаменитое урочище Уйгентас. Я невольно воскликнул: «Свершилось, ровно 32 года спустя, я вернулся сюда». Уловив вопросительный взгляд попутчиков, объяснил причину своих эмоции.
В 1991 году прошлого века в этом месте состоялись мероприятия, приуроченные к 300-летнему юбилею Великого казахского полководца Кабанбая батыра. Я тогда работал пресс-секретарем акима Талдыкорганской области. Занимался освещением этого события. Помнится, сюда съехались около шести тысяч человек. Их разместили в сорока юрточных городках. Все они стали свидетелями праздничных концертов, состязаний в национальных видах спорта. Ну а «гвоздем» программы, конечно же, стало масштабное театрализованное представление, участники которого с максимальной точностью воспроизвели битву казахских сарбазов с жунгарами. К слову, после этих уйгентасских торжеств тогдашний Андреевский район был упразднен. А поселку Андреевка присвоили имя Кабанбая батыра.
Запомнил хорошо и другой эпизод. В праздновании, наряду с другими гостями, принимала участие и солидная делегация из Чеченской Республики. В ее составе был и народный артист, ашуг, певец и композитор незабвенный Валид Дагаев. Поскольку он был незрячим, я всегда находился рядом. Так вот, когда ему дали слово на церемонии открытия, он вместо того, чтобы подойти к микрофону неожиданно попросил подвести к нему коня. А затем с моей помощью сев в седло, сказал буквально следующее: «В 1944 году, когда депортировали вайнахов, мне было всего четыре года. А в 1957 году, когда разрешили вернуться на Кавказ, уехал семнадцатилетним юношей. Тринадцать лет прожил на Родине Великого Жамбыла. Проникся его духом. И вот сегодня, 34 года спустя, стою на этой земле, которую копытами своих коней сотрясали Кабанбай батыр и его воины, наводя ужас на жунгар. Отсюда мы уедем, проникнутые духом Великого батыра Кабанбая». Позже, когда Валид на торжественном ужине для гостей произнес великолепную речь на чистейшем казахском языке, полторы тысячи человек аплодировали ему стоя. Очень растрогал присутствующих и другой его благородный жест. Сказав: «Чеченцы снимают папаху только в исключительных случаях», надел свой головной убор на стоящего рядом почтенного аксакала.
Пока я предавался воспоминаниям, машина, уже преодолев мост через реку, вьехала в долину. И тут я увидел один из хорошо запомнившихся мне холмов из камней. Не удержался и поведал одну легенду. Согласно ей, в этой долине сарбазы, уходя на битву, бросали в общую кучу камни. Из них образовывались огромные кучи. А когда возвращались, каждый забирал свой камень. Оставшиеся свидетельствовали о том, сколько не вернулось с полей сражении. Так и сохранились они до наших дней. Однако Бауржан Кенесбекович неожиданно не согласился со мной. Он довольно уверенно сказал, что эти курганы - захоронения. Конечно же, мне очень хотелось, чтобы попутчики поверили в мою версию. Но спорить не стал. Решил: «Пусть останутся тайной. Быть может, когда-нибудь разгадают».
Не стал спорить с оппонентом по одной простой причине. И там, в Лепсинске, и путешествуя по горам, и здесь, в Уйгентасе, мы много говорили с ним о прошлом: о жунгарском нашествии, о времени «великого бедствия», о периоде гражданской войны, о голодоморе в начале 30-х годов, о репрессиях. При этом приятно был удивлен отличным знанием Оспановым истории. Он точно воспроизводил эпизоды, называл даты, приводил десятки фамилии, давал свою оценку событиям тех лет. При этом в его рассуждениях «красной нитью» проходила мысль о том, что советская пропаганда, подгоняя все под свою идеологию, исказила историю. И делалось это с одной целью – оправдать свои преступления против казахского народа, дискредитировать лучших его сынов, принизить заслуги. И, как бы резюмируя все сказанное, произнес: «К сожалению, многие сегодня не знают о величии кочевников, о роли наших предков в развитии цивилизации. До сих пор покрыты тайной и трагические события, унесшие жизни миллионов. Поэтому долг ныне живущих сделать все, чтобы восстановить историческую правду. Если не сделаем этого, потомки нам не простят».
И ГЕНДЕРНЫХ ДЕЛАХ
… Наконец, наш «горный лимузин», скрипнув тормозами, остановился у пяти белоснежных юрт, расположившихся у прохладных ключей. Нас пригласили в первую, самую большую и самую красивую. Когда малость обосновались, утолили жажду кумысом и шубатом, Бауржан Кенесбекович провел для нас небольшой мастер-класс на тему: «Что такое казахская юрта?». Объяснил, из каких материалов строится жилище, как называются его конструкции. Отметил, что благодаря кошомному покрытию в нем зимой тепло, а летом – прохладно. Двигаясь по кругу, показал, где распологаются мужская и женская половины, где находятся төр (почетное место) и очаг. Обстоятельно объяснил особенности внутреннего убранства.
Я тоже, пользуясь моментом, решил блеснуть своими познаниямяи в этой области. Но с философским уклоном. Довел до сведения гостей, что круг для предков казахов всегда был сокральным, символом бесконечности мироздания, гармонии с окружающей средой. Именно поэтому и юрта круглой формы. Напомнил, что при входе в жилище нельзя облокачиваться о косяк и наступать на порог. Для убедительности привел поговорку: «Босағаға тұрма, жетім боласын» - «Не становись на порог – осиротеешь». И про очаг сказал, про его святость и значимость в жизни кочевников. Проиллюстрировал все это народной мудростью: «Қатынынаң айрылсанда от ошағынан айрылма» - «Если даже с женой расстанешься, с очагом не раставайся». При этом Оспанов пошутил: “Не при женщинах будет сказано” И уже, чтобы окончательно произвести впечатление, напустив на себя таинственность, заявил, что юрта обладает сверхсилой, имеет невидимую связь с космосом. Но понял, что тут мне мало кто поверил.
Кстати, про женщин, то бишь про гендерные дела. Бауржан Кенесбекович не то что удивил, но еще больше заставил себя уважать позицией и убеждениями в этих вопросах. Он подчеркнул, что и у мужчины, и у женщины в силу физиологических особенностей разные миссии в этой жизни. Мужчины в обществе - это воины и защитники отечества. А в семьях - они добытчики и покровители. Их дело – обеспечивать всех материально, создавать условия для нормальной жизни, оберегать близких. А женщина – это хранительница домашнего очага. Она должна создавать уют в семье, ухаживать за мужем и детьми, готовить пищу. «Но сегодня у нас полная мешанина, - резюмировал Бауржан Кенесбекович. – Под видом гендерного равенства женщины вторгаются в мужскую сферу, а мужчины – в женскую. И те, и другие одеваются как попало. Ходят в брюках и шортах. В результате у нас появились мужеподобные женщины и женоподобные мужчины. Все это – отход от наших национальных обычаев и традиций. По моему личному убеждению, женщины обязаны одеваться скромно, носить платья и платки. И заниматься чисто женскими делами, а не тягать штанги и бить друг другу морды в октагоне, убивая в себе все женское». Что тут скажешь, истинно это так. Респект и только.
После того, как разобрались с юртой и гендерными делами, нас пригласили на улицу, поучаствовать еще в одном мероприятии. Недалеко от юрты, на специальной площадке стояли металлические клетки. А в них – двадцать примерно трех-четырехмесячных баранов. Джигиты по одному вытаскивали их и взвешивали на электронных весах. Более крупных возвращали в клетки, а легких – отправляли на убой. Несколько поодаль двое рабочих в спецовках резали, разделывали и вывешивали тушки на специальной перекладине. Рядом еще двое занимались обвалкой: отделяли мясо от костей. В дальнейшем все эти компоненты взвешивались по отдельности. Специалисты пояснили нам, что и отбивка молодняка с формированием новых отар, и взвешивание, и этот убой с определением всех параметров направлены на улучшение племенной и селекционной работы. А в конечном счете – на увеличение выхода мяса. Ученые, с учетом полученных показателей, разрабатывают свои рекомендации по содержанию, кормлению и уходу за животными. Словом, все поставлено на солидный уровень.
Вечером во время ужина мы стали свидетелями еще одной процедуры. Члены специальной комиссии продегустировали мясо ягнят различных пород. И бульон - тоже. Затем вынесли свои вердикт по их вкусовым качествам. А присутствовавший здесь же вице-президент Казахской Академии питания академик Юрий Синявский рассказал о пользе мяса, курдючного жира, кумыса и шубата. И познавательную лекцию прочитал о необходимости правильного питания. Под впечатлением всего этого мы все дружно дали слово, что отныне будем есть только полезное. С этим и отошли ко сну.
Я уже говорил в начале материала, что у меня первое впечатление о человеке редко бывает ошибочным. Три дня, проведенные с Бауржаном Оспановым в Лепсинске, на жайляу и в урочище Уйгентас, лишний раз подтвердили это. Тесное общение с ним позволило мне набросать новые штрихи к его словесному портрету. И убедиться в том, что он действительно по-настоящему яркая личность со своим богатым духовным миром. Что стыд, совесть, честь и достоинство для него не пустые слова. Каждый раз внимательно слушая его, наблюдая, анализируя и делая выводы, ловил себя на мысли: если бы он родился в начале ХIХ века, непременно был бы в рядах алашординцев. Такое же, как и у них, блестящее образование, природный ум, многогранный талант, высокий интеллект, аналитическое мышление, внутреняя культура. Я не любитель риверансов и всяких там комплиментов, но говорю все это справедливости для. Как говорится, что есть, то есть.
Сравнивая Бауржана Кенесбековича с алашординцами, конечно же, в первую очередь я имею в виду и такое состояние его души, как патриотизм. Не лже- и не показной, а настоящий, привитый с колыбелью, с молоком матери. Подпитываемый назиданием отца, который говорил: «Люби землю, люби народ, оберегай язык, обычаи, традиции, крепко держись за свои корни». Неукоснительно следует этому наказу. Доказывает свой патриотизм не громкими словами и трескотней, как многие, а конкретными делами. Без рекламы, бахвальства и самолюбования. Строит на селе дороги, школы, детские и спортивные площадки, мечети, жилые дома, дома культуры, библиотеки.
На научной основе развивая сельское хозяйство, и в первую очередь животноводство, обеспечивает молодежь рабочими местами. Платит им достойную зарплату. Самых подготовленных из них за свой счет отправляет на учебу в зарубежные ВУЗы. Молодым специалистам, работающим в животноводстве, создает почти городские условия. Подтверждение тому – знаменитый оспановский конецентр на 20 тысячи голов, расположенный в глубинке, в местечке Шенгельды. Здесь возведен целый современный комплекс из нескольких объектов. Подведены все коммуникации: свет, газ, вода. А жилой корпус можно сравнить с трехзвездочной гостиницей. Красивый дизайн, уют, идеальная чистота. Внимание! Вход только в бахилах. Каждая комната оснащена санузлом, душевой кабиной, кухней, мебелью. Есть в здании даже сауна, комната отдыха, библиотека и кинозал. И хорошее питание предусмотрено. Говорят, увидев все это, один из зарубежных гостей от восторга трижды воскликнул: «Нич-чего себе!!!»
На этом патриотизм Оспанова не заканчивается. Он болеет не только за настоящее, но и прошлое своего народа. Его тревожит, что на протяжении последнего столетия, переписывая историю, идеологи – коммунисты исказили это самое прошлое казахов. Поэтому нынешняя молодежь имеет искаженное представление о былом. Чего он хочет? Справедливости. Исторической правды. Это и побуждает его изучать историю (кстати, ее он знает, как минимум, на уровне кандидата наук), вкладывать деньги в раскопки сакских курганов. Его мечта, чтобы весь мир узнал, что предки нынешних казахов стояли у истоков цивилизации. Что свободолюбивые и отважные кочевники копытами своих коней сотрясали огромные пространства от Египта до Китая. Что голодомор начала 30-х годов – это, по сути, был геноцидом казахов. Что большевизм исповедал идеологию терроризма, а «красные» командиры, типа Александра Мураева, совершая карательные рейды в Семиречье, убивали сотни, тысячи, уйгур, казахов и даже русских. Что Мустафа Шокай не был коллоброционистом и предателем, а был достойным сыном своего народа.
И еще раз хочу сказать о Бауржане Оспанове, как о человеке. Деньги и богатство не испортили его. В душу не проникли эгоизм, черствость, равнодушие и страсть к наживе. Он не «заразился» вирусом чванства, высокомерия и гордыни. Напротив, сохранил в себе благодетели, все то хорошее, что привили ему родители. Остался таким, каким был: простым, доступным, очень порядочным, справедливым, чутким и внимательным к окружающим.
Не раз наблюдал, как по-доброму относится к своим помощникам, и по отечески – к молодым рабочим, вплоть до чабанов. Если даже делал замечание или предупреждение, очень сдержанно, спокойно, доброжелательно. И каждый раз непременно добавлял: «Впредь будьте внимательнее, не допускайте оплошности». Но за этой мягкостью и корректностью, конечно же, чувствовались крепкий внутрений «духовный стержень», строгость и требовательность. Поэтому у него во всем -дисциплина и порядок.
Я далек от мысли идеализировать нашего героя. Разумеется, что и у него, как, впрочем, и у всех, есть свои сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки. Возможно, что где-то и ошибается, и даже выходит за рамки общепринятых норм. Но в нем столько позитивного, доброго и светлого, что недостатки, даже если они есть, абсолютно не бросаются в глаза. Кстати, под стать ему и супруга Аида. Замечательная во всех отношениях, светлой и открытой души человек. Глядя на нее, начинаешь понимать секрет успеха Бауржана Оспанова: когда тыл надежный, и на передовой все нормально. К слову, вместе учились в одном институте. Оба энергетики. Оба кандидаты наук. Поэтому у них в доме никогда не бывает форс-мажорных обстоятельств типа «высокого напряжения», «замыкания» или «обесточивания». Все очень надежно и стабильно. Под семейным шаныраком царят мир, любовь, спокойствие и уважение друг к другу. Воспитывают шестерых детей.
Пусть Всевышний Аллах оберегает красивый, чистый и искренний мир семейства Оспановых от всего плохого.