Аким, закрывший опасный Сарыозекский полигон. И бросивший вызов самому Горбачеву.

Аким, закрывший опасный Сарыозекский полигон. И бросивший вызов самому Горбачеву.

Сагинбек Токабаевич Турсунов – один из тех, кто на заре нашей независимости ярко ворвался в большую политику. Он - известный государственный и политический деятель Казахстана, дипломат. Доктор экономических наук, профессор, академик международной инженерной Академии (г.Москва), лауреат международной Премии им.Ф.Кафки, почетный гражданин г.Карцига (Венгрия), заслуженный работник дипломатии РК.
Турсунов, без преувеличения , уникальная личность. А уникальность эта заключается в том, что в силу определенных обстоятельств всегда оказывался первопроходцем. Он – первый глава администрации Талды-Курганской области;  первый аким Талдыкорганской области; первый посол РК в Федеративной Республике Германия, в Австрийской Республике и во всех международных организациях в г.Вене (ООН, МАГАТЭ, ЮНИДО и ОБСЕ); первый посол РК по совместительству в Хорватии, Словении, Чехии и Словакии; первый руководитель администрации Президента.



Пришел, увидел, победил

     Турсунов – сыграл определенную роль в моей судьбе, вернее в служебной карьере. В 1990 году, став вначале главой администрации, а затем акимом Талды-Курганской области, он пригласил меня к себе на должность пресс-секретаря. Три года работы с ним стали для меня хорошей школой жизни. А запомнил я Сагинбека Токабаевича как в меру харизматичного, креативного, решительного, предприимчивого руководителя, всегда нацеленного на конечный результат.
     В конце 1989 года я работал в Талды-Курганском горкоме партии. А Сагинбек Турсунов на тот момент был уже председателем облисполкома и областного совета народных депутатов. На харизму этого человека, качества, выгодно отличающие его от остальных, и решительность обратил внимание еще когда он учавствовал в выборах председателя облсовета. И у меня, что вполне естественно, был определенный интерес к нему. Однажды спросил о нем у своего коллеги (его звали Ордабек), работавшего в областном аппарате. На это тот, подняв указательный палец вверх , сказал: “Очень строгий и требовательный. Настоящий қасқыр. Таких у нас еще не было”. В ответ я парировал: “Таким и должен быть руководитель. А иначе подчиненные не работают”. Тогда я и подумать не мог, что через несколько месяцев стану одним из ближайщих помощников Турсунова.
    В один из дней позвонил его помощник Магауя и сказал, что меня срочно приглашает Турсунов. Через пятнадцать минут я был у него в приемной. Пока ждал секретарша напомнила , что шеф любит когда говорят коротко, ясно и по делу. А еще предупредила, что через пятнадцать минут он выезжает в Алма-Ату. Я это, естественно, принял к сведению.
  Встретил довольно сдержанно. Разговор получился почти в лапидарном стиле. После взаимных приветствий состоялся такой диалог:
- Мне вот рекомендовали тебя. Хочешь работать в моем аппарате?
- Ну, если доверяете, готов.
- Не подведешь?
- Постараюсь не ударить в грязь лицом.
- Какие проблемы? Что от меня нужно?
- Да вот с квартирой....В горкоме первый стою в очереди. Если уйду....
- Женат?
- Нет
- Будет тебе квартира, но с условием , что женишься. Что еще?
- Больше ничего.
  Ровно через месяц я вселился в почти новую двухкомнатную квартиру.   И в моей жизни начался очередной этап, который оказался знаковым в дальнейшей карьере.
     Впервые в Талдыкоргане Сагимбек Токабаевич появился в  1988 году, в качестве отраслевого секретаря обкома партии. Курировал сельское хозяйство. А уже в следующем году его избирают председателем облисполкома. Я хорошо помню эти выборы.  Было два кандидата - он и на тот момент второй секретарь обкома партии Баймерден Амерханов. Кстати, поначалу Амерханов был основным и единственным претендентом. Но затем, в результате закулисных игр, ситуация изменилась. Дело в том, что Баймердена Адильхановича в ЦК Компартии Казахстана не поддержали, в виду того, что он не аграрник. Была информация, что собираются прислать кого-то со стороны.
     Когда этот вопрос обсуждали на бюро обкома партии, тогдашний председатель комитета народного контроля Гребенщиков сказал: «Зачем нам чужой человек, когда у нас есть свой аграрник». И он предложил кандидатуру Турсунова. Но  второй секретарь ЦК Компартии Казахстана Мендыбаев почему-то решил его «завернуть». Поручил подчиненным найти на него компромат. А когда ничего не вышло, инициировал альтернативные выборы, в надежде, что Турсунов не пройдет. Таким образом они с Амерхановым оказались в конкурентах. Меж собой по джентельменски договорились, что выборы будут честными, а победит сильнейший. При этом, что примечательно,  поддерживали друг друга.
     По итогам выборов Турсунов  набрал большинство голосов. Сам он после этого всегда по доброму отзывался о  Баймердене Адильхановиче. Подчеркивал его порядочность, честность  и позитивность. А победил он , конечно же, благодаря новаторским идеям. У него была конкретная и понятная программа поддержки жизнедеятельности области во всех сферах на ближайшую и дальнюю перспективу. Определенную роль также сыграли его креативность, импульсивность, решительность.
     В 1991 году его назначают главой администрации области, а затем акимом. Помня об известном выражении “один в поле не воин”, Турсунов начал формировать собственную команду. Да и сам он всегда считал, что если даже первый руководитель будет “семи пядей во лбу”, он мало чего добьется без надежных, сильных помощников. Тщательно проверяя, начал отбирать кандидатов. Критерии оценки-деловые и человеческие качества. Таким образом, в его аппарате оказались настоящие личности: Серик Ахимбеков, Василий Осипов, Гульша Танирбергенова, Калима Жазылбекова, Ибрагим Туктибаев, Ерсултан Бектурганов, Магаш Есимханов.
Кстати, некоторые из них потом стали руководителями уже республиканского уровня. Серик Ахимбеков стал акимом области, а затем министром сельского хозяйства. Гульша Танирбергенова – заведующей отделом внутренней политики администрации Президента. Василий Осипов – заместителем председателя мажилиса парламента.  Ерсултан Бектурганов – заведующим отделом кадровой политики администрации президента.
    И региональные руководители подобрались сильные. В качестве примера можно назвать Амангазы Шегирова, Тлеужана Садыкулова, Абдыгали Бектемирова, Асылмурата Турганбекова, Турсынгазы Медетбекова, Наурыза Кылышбаева, Оралбека Жакиянова, Мухтара Баткалова. Если в те трудные годы удалось не допустить обвала экономики и социальной сферы, то в этом есть и немалая их заслуга.

Крепкий хозяйственник и сильный менеджер

     Когда Турсунов со своей командой возглавил область, ситуация была на грани критической. В правительстве сразу сказали: «Денег в казне нет, выкручивайтесь, как можете». Ни у кого не было тогда опыта работы в кризисных условиях, поэтому и выживали действительно  как могли, нередко даже методом проб и ошибок.
     Начали налаживать связи с китайскими и российскими партнерами. К примеру, установили тесные отношения с Нижегородской областью. Тогда ее возглавлял молодой политик Немцов. А Явлинский был у него советником. Пригласили их в область. Заключили договор о сотрудничестве. В рамках этого договора создали торговый Дом: «Талды-Курган – Нижний Новгород». Обменивались товарами.
     Однажды завезли оттуда большую партию автомобилей «Газ-3110». На их продаже не плохо заработали, немного пополнили бюджет. Даже с десяток машин Турсунов умудрился продать тогдашнему правительству Терещенко. Подешевле. Не за красивые глаза, разумеется. А с условием, что премьер-министр будет поддерживать наш регион. А что делать? И на такое приходилось идти. Работали также с Омской областью. Они – гербициды, удобрения, ГСМ, а мы им - сахар, зерно. Кстати, у нас в Талдыкоргане на заправках всегда был бензин, даже из соседних областей приезжали заправляться.
     Но главным партнером, конечно же, был Китай. Оттуда много чего завозили, в том числе товары, технику, различные технологии. Сильно помогал в финансовом плане и созданный не от хорошей жизни внебюджетный фонд. Все его средства направлялись на выплату зарплаты, пенсий, пособий.
    Процветал бартер по принципу: «мы – вам, вы – нам». Не лучшим образом обстояли дела в секторе реального производства. Это был пограничный момент, когда от плановой экономики отказались, но и к рыночным отношениям как следует не перешли. Но тем не менее, сложа руки не сидели. Постоянно поддерживали работу Талды-Курганского аккумуляторного завода. Модернизировали его по американской и британской технологиям. Аккумуляторы сильно выручали. Больше того, когда немного окрепли, начали открывать новые производства по российским и китайским технологиям. Наладили выпуск мебели, обуви, строительных материалов, хозяйственного мыла, подсолнечного масла, крекерного печенья, спирта, увеличили объемы производства сахара. Открыли ряд предприятий по переработке сельхозпродукции. Даже президент Нурсултан Назарбаев похвалил за результативную работу в этом направлении.

Выверенный “ход конем”

     Турсунов, как глава региона, занимался не только экономическими проблемами. В 1991 году по решению Москвы близ Сарыозека, на специальном полигоне, начали уничтожать ракеты средней дальности. Грохот от взрывов был слышен даже в Талды-Кургане. Жители региона постоянно наблюдали черный шлейф, поднимающийся в небо. Загрязненность воздуха в десятки раз превышала предельно допустимые нормы. Животные, а затем и люди начали болеть какими-то странными болезнями. Ситуация начала принимать очень серьезные обороты. Еще когда Турсунов участвовал в выборах председателя облисполкома, многие обращались к нему с просьбой оказать содействие в закрытии этого опасного объекта.
     Был решительно настроен выполнить наказ жителей. Но как это сделать? Вся сложность заключалась в том, что вопрос был в компетенции Москвы. Начал действовать. И, как говорится, сделал “ход конем”. Поехал к председателю Верховного Совета КазССР Сагдиеву. Подробно объяснил критичность положения. Тот сказал, что нужен голос народа, конкретные документы и доказательства. Вернулся в Талды-Курган, организовал массовые митинги, шествия, обращения женщин-матерей. Подготовили фото – и видеоматериалы с изображением погибших животных и больных людей. Затем с соответствующим решением облисполкома вновь поехал к Сагдиеву. На основе всех этих материалов  он вынес решение Верховного Совета и вручил главе региона полный пакет документов по этому делу. И сказал: «А дальше действуй уже сам».
     И тут перед Турсуновым встал вопрос: “А как найти выход на соответствующее ведомство в Москве?” Начал думать, как и что делать. Вспомнил об очень уважаемом в Республике аксакале – Шаймухане Муканове. Знал, что он в годы войны служил с Министром обороны СССР Дмитрием Язовым. И что тот очень ценит, уважает, считает его своим наставником и учителем. Договорился с Мукановым. Вручил ему папку документов, дал двух помощников и тот улетел в Москву. Через месяц  Сарыозекский полигон был закрыт и перенесен куда-то на территорию в России.

Тонкий игрок на политическом поле


     Первая половина 90-х годов оказалась самой критической в истории современного Казахстана. После развала СССР обострились процессы в сфере межнациональных отношений. В бывших союзных республиках вспыхвали конфликты, неспокойно было и в области. Поэтому Турсунову приходилось заниматься и этим направлением, принимать меры по укреплению мира, межнационального согласия. И тут следует сказать о двух масштабных мероприятиях, которые он инициировал. Это - первый съезд народов Жетысу и празднование 300 -летия Кабанбая батыра с приглашением солидной делегации из Чеченской Республики.
     Съезд народов Жетысу. Это было необычное мероприятие. Там царила удивительно добрая и светлая атмосфера. Улыбки, рукопожатия, объятия, разноголосая речь… И столько людей в ярких национальных костюмах!! Очень много было известных и уважаемых людей. Их пригласили специально, чтобы все увидели это зрелище воочию, окунулись в эту великолепную атмосферу. Поскольку мероприятие такого формата проводилась впервые в Казахстане, хотелось, чтобы узнали все. И  чтобы в других регионах последовали этому примеру. А что касается гостей, то, было на кого посмотреть. Присутствовали все руководители областей, первый космонавт Казахстана Тохтар Аубакиров, известный поэт и общественный деятель Олжас Сулейменов, тогда еще молодежный лидер Имангали Тасмагамбетов, писатель Абдыжамал Нурпеисов, первый посол Америки Кортни, посол Китая Жандегуан, знаменитый узбекский артист Фарух Закиров со своим ансамблем «Ялла».
     И три Татьяны тоже были среди гостей. Их имена тогда у всех были на слуху. Три Татьяны, три русские девушки, в совершенстве владеющие казахским языком и исполняющие народные песни. Дело в том, что это было время начала возрождения культуры, языка, обычаев, традиции. Много об этом говорили. Поэтому специально пригласили трех девушек с целью популяризации и пропаганды казахского языка, как пример для других. Все с восторгом принимали их выступления.
     На этом съезде была создана Ассоциация национальных культурных центров Талды-Курганской области. А председателем избрали Гульшу Танирбергенову. Съезд – руководящий орган, а Ассоциация – рабочий орган. Можно сказать, что это была своеобразная Ассамблея в рамках отдельно взятого региона. В следующем году  провели масштабный фестиваль народов Жетысу. В нем принял участие наш первый президент Нурсултан Назарбаев. Он,  похвалив организаторов, так и сказал: «Думаю, будет правильным, если мы такую же общественную структуру создадим в масштабе Республики». Через три  года появилась Ассамблея народов Казахстана. Как не крути, а получается, что Талды-Курагнцы стояли у истоков. Наверное, мало кто об этом знает.
     Первыми Жетысусцы отказались и в другом. Имеется в виду  грандиозное празднование 300-летнего юбилея Кабанбая батыра. Это было время перестройки, начала роста национального самосознания, когда у всех на устах были слова «свобода» и «независимость». И в этой атмосфере одним из направлении работы было не только возрождение духовных ценностей, но и имен национальных героев, исторических личностей. В области была сформирована целая программа, которая  предусматривала мероприятия, посвященные Ескельды би, Балпык би, Каблиса жырау, Жалаиыры. Празднование юбилея  Кабанбая батыра стало первым в рамках той программы.
    Все мероприятия проходили в урочище Уйгентас тогдашнего Андреевского района. Дело в том, что по историческим сведениям, именно в тех местах состоялось сражение наших воинов во главе с Кабанбаем батыром с джунгарскими захватчиками. Здесь до сих пор сохранились огромные кучи камней. Они никак не могли быть искусственно собранными. В таком случае, откуда они? По утверждению историков, существовала такая традиция:  когда казахские сарбазы уходили на битву, каждый из них бросал в общую кучу свой камень, а по возвращении забирал его. Так вот эти камни - свидетельство того, что многие не верунлись, погибли в сражении с врагом. Не случайно, наверное, что это место называется «Уйгентас».
     У самого Сагимбека Токабаевича особое отношение к Кабанбай Батыру, он считает, что для всех казахов он – легендарная личность, знаменитый полководец и отважный воин. Лучшие свои годы он посвятил защите родной земли и народа от джунгарских захватчиков. Его отличали богатырская сила, мужество, готовность к самопожертвованию и выносливость. В единоборствах (жекпе-жек) с врагом всегда выходил победителем. Он был умелым военным тактиком и стратегом. Кабанбай батыр – один из величайших казахов.
     Между прочим, в праздновании  юбилея легендарного батыра присутствовала и межэтническая составляющая. Имеется в виду, что в нем участвовала представительная делегация из Чеченской Республики. В ее составе были писатели, поэты, артисты, общественные деятели. Среди них: Заслуженная певица Марьям Айдамирова и народный поэт, композитор и певец Валид Дагаев. Первая виртуозно играла на гармони. А что касается Валида Дагаева, то это вообще уникальная личность.Когда он на торжественном ужине для гостей произнес великолепную речь на чистейшем казахском языке, все триста человек аплодировали ему стоя.
     И его благородный жест всех очень впечатлил. «Горец снимает папаху только в особых случаях, - сказал он. – Сегодня именно такой случай, когда я вместе со своими братьями казахами». С этими словами Валид снял свою папаху и надел на одного из присутствующих аксакалов. Он в период депортации, будучи мальчиком, вместе с родителями жил в Жамбылском районе Алматинской области. За десять – двенадцать лет прекрасно выучил казахский и сохранил его, даже живя там, на Кавказе. До последнего исполнял казахские песни, в том числе и шуточную «Он алты қыз».

Послесловие


  Сагинбек Токабаевич отличался открытостью и прямотой.  Всегда имел свою, особую позицию. Смело выражал мысли. Он – первый высокопоставленный чиновник в Казахстане, который с трибуны съезда Компартии Республики в 1991 году подверг резкой критике центральную власть в Москве. Он так и заявил: «В том, что Великая держава сегодня «дошла до ручки», перестройка и демократия породили хаос и беспредел, в грубых перекосах в кадровой политике, провалах в экономике виновата не партия в целом, а правящая верхушки, вельможные особы и лично генсек Горбачев. Хватит, господа, дурачить народ, играть судьбами миллионов людей! Это было настолько смело и необычно, что зал сперва замер, не зная как реагировать, но затем разразился бурными аплодисментами и возгласами.
   Личностями , как известно, не рождаются. Ими становятся в процессе жизни. Качества, необходимые для этого, бывают природными, от рождения. А бываю приобретенные. Но в любом случае у человека, претендующего на лидерство, должен быть крепкий внутренний духовный стержень, то бишь характер. Он-то как раз и есть у Сагинбека Турсунова. Благодаря именно ему, помноженному на знания и профессионализм, он стал крепким хозяйственником и меннеджером, сильным дипломатом и государственным управленцем. Кстати, много сделал для установления надежных дипломатических отношений с рядом Европейских государств.
    Наши пути с Сагинбеком Токабаевичем разошлись в 1993 году, когда его назначили послом в Германии. Все эти годы почти не общались. Так уж получилось. Вновь встретились целых 28 лет спустя. Произошло это в Талдыкоргане, куда он приезжал для  участия в фильме о нем. Гуляли по центральной площади города. Долго общались, говорили о жизни, вспоминали прошлое, совместную работу. Обратил внимание на то, что он по-прежнему такой же подтянутый, бодрый, энергичный, деятельный.
    На прощание спросил: “Сагинбек Токабаевич, что для вас было главное в жизни?” В ответ услышал: “Постоянно находиться в поиске, совершенствоваться, созидать, приносить пользу и себе, и людям, прожить жизнь так, чтобы никто не посмотрел косо в след. “Таким я его знал и такой он есть. Человечище, одним словом. Вызывающий всеобщее уважение.