Аким, возродивший Талдыкорган

Аким, возродивший Талдыкорган

За свою трудовую деятельность мне  довелось тесно работать со многими руководителями, в том числе и с пятью акимами Талдыкорганской и Алматинской областей. Все были разными: и по характеру, и по уровню, и по человеческим качествам. Со своими слабыми и сильными сторонами, достоинствами и недостатками. Но мне особо запомнились трое из них – первый секретарь Талдыкорганского горкома партии Амангазы Шегиров, аким Талдыкорганской области Сагимбек Турсунов и аким Алматинской области Шалбай Кулмаханов. Все – яркие личности, трудоголики, настоящие профессионалы, обладающие прекрасными организаторскими способностями. Мне всегда импонировали их деловитость, жесткость, решительность, нацеленность на конечный результат. Об Амангазы Шегирове и Сагимбеке Турсунове я еще расскажу. В этом же повествовании речь пойдет о Шалбае Кулмаханове. 

С 1991 по 1997 годы я работал пресс-секретарем в начале главы, а затем акима Талдыкорганской области. После ликвидации области и присоединения ее к Алматинской  вернулся в журналистику. Два года был главным редактором газеты «Вечерний Талдыкорган» (кстати, мы ее и создавали). Затем еще два года возглавлял городскую газету «Талдыкорган». С головой ушел в творческую деятельность. И меня уже мало интересовали политика, процессы, происходящие там, на региональном уровне. А между тем в 2001 году в Алматы произошло важное для нас событие: на место бунтаря Нуркадилова у руля уже объединенной Алматинской области стал Шалбай Кулмаханов. Первый оказался в опале из-за упорного нежелания вместе с областным центром переехать в Талдыкорган. За него это сделал новый аким. Хорошо помню, как мы с цветами, хлебом и солью встречали караван с госслужащими, прибывший из южной столицы. Кстати, указ Президента о переносе центра Алматинской области из Алматы в Талдыкорган стал судьбоносным для нашего города.

В один из дней в моем рабочем кабинете раздался телефонный звонок. Подняв трубку, услышал голос акима Талдыкоргана, ныне покойного Сакена Жылкайдарова: «Атсалим, будь готов, тебя в любой момент может пригласить аким области Кулмаханов. Да, не забудь бороду сбрить, а то мало ли что». Психологически  настроиться успел, а вот бороду сбрить – нет. На второй день помощник Кулмаханова Кайрат Досаев позвонил и сказал, что аким ждет.

Я был наслышан о крутом нраве нового хозяина «Белого дома». Это обстоятельство, конечно же, не придавало мне лишней уверенности, но и повода для волнения особо не видел: ведь не навязывался же никому, пригласили – иду. За столом большого кабинета, кстати, очень даже хорошо знакомого мне по прежней работе, восседал сам Шалбай Кулмаханович. Аким встал, пожал руку. Глядя на меня с легким прищуром:

- Что, бороду отрастили?

- Да вот, так получилось. Имидж формирую, так сказать.

- Ничего, борода красит мужчину. Я бы тоже отрастил, да не растет нормально.

Сели. Начал расспрашивать о житие-бытие: типа, где родился, где учился, чем занимался. Узнав, что я уже работал пресс-секретарем акима Талдыкорганской области, остался очень довольным. И уже, видимо, чтобы окончательно установить теплые отношения, имея в виду мою национальность, рассказал одну забавную историю из своей студенческой жизни.

С ними в одной комнате в общежитии жил студент – чеченец по имени Магомед. Лет на десять старше их. Еще тогда был верующим, читал намаз. Однажды, успешно сдав сессию, решили обмыть. Купили бутылку водки, накрыли на